Россия-1

Статья на основе материалов из Википедии

«Россия-1» — общероссийский общедоступный государственный телеканал, принадлежащий Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). В анонсах упоминается, как канал «Россия».

«Россия-1» является флагманским телеканалом ВГТРК. Имеет единые эфирные окна для всех региональных филиалов ВГТРК, в которых транслируются местные новостные блоки «Вести — Местное время» и программы собственного производства в блоках «Россия — Местное время». В отдельных регионах (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, республики Северного Кавказа и некоторые другие субъекты РФ с титульными нациями) выделены дополнительные эфирные окна для трансляции программ на национальных языках.

Телеканал имеет версию в формате высокой четкости «Россия-1 HD» (по наполнению совпадает с дублем «Россия-1» (+0) для зоны вещания «М»).

История

Советский период

Предшественником было Центральное телевидение Гостелерадио СССР, которое работало с 1951 по 1991 год.

С 1989 года в РСФСР вынашивалась идея организации Российского республиканского телеканала. К этому времени во всех союзных республиках, за исключением России, существовали собственные республиканские телеканалы. В 1990 году создатель передачи «Пятое колесо», народный депутат Верховного Совета РСФСР Бэлла Куркова предложила Председателю Верховного Совета России Борису Ельцину создать Российское телевидение, в связи с тем, что телеканалы Центрального телевидения отражали точку зрения союзных властей. В это время в стране наблюдалось противостояние между союзными и республиканскими властями[2].

13 июля 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР учреждено Государственное телевидение и радио РСФСР. До 15 сентября 1990 года, согласно этому постановлению, Совет Министров РСФСР и Комитет Верховного Совета РСФСР по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения должны были решить вопрос о праве собственности на материально-техническую базу Второго канала Центрального телевидения[1].

14 июля 1990 года постановлением № 107-1 Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания[1]. Председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев способствовал приобретению здания для ВГТРК, из которого могло бы вестись теле- и радиовещание.

1991—1999

7 марта 1991 года «Второй канал» перешёл в подчинение Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании. В то же время руководством канала было обещано не менее 6 часов для вещания программ производства Всероссийской государственной телерадиокомпании, в том числе новостной программе планировалось предоставить 2 выпуска по 20 минут. В связи с оппозиционными взглядами коллектива республиканской компании, новый коллектив сталкивался с трудностями, начиная от невозможности арендовать студию в телецентре «Останкино» до непредоставления обещанного эфирного времени для новых программ.

В то же время не было проблем с набором сотрудников на ещё несуществующее «Российское телевидение». Многие телеведущие охотно уходили с Всесоюзной ГТРК на свободное от цензуры телевидение. Первым генеральным директором «Российского телевидения» стал Сергей Подгорбунский. Коллектив Всероссийской ГТРК продумывал время выхода своих программ и название главной новостной передачи. Предлагалось несколько названий, в том числе «Российский вестник» и «Вестник». В итоге новостной программе было присвоено название «Вести», а время её выхода назначено на 18:00, а также на 20:00 (за час до выхода на канале программы «Время»). Создателями программы были: один из её будущих ведущих Евгений Киселёв, бывший заместитель главного редактора Главной редакции информации Центрального телевидения СССР Олег Добродеев, председатель Всероссийской ГТРК Олег Попцов и генеральный директор Всероссийской ГТРК Анатолий Лысенко. Большинство сотрудников «Вестей» «Российского телевидения» были бывшие сотрудники закрытой на Центральном телевидении программы «Телевизионная служба новостей». Были созданы семь студий: «Вести» — для информационных программ, «Республика» — для публицистических программ, «Лад» — для художественных программ, «Артель» — для музыкальных и развлекательных программ, «Рост» — для детских и молодёжных программ, «К-2» — для программ, посвящённых кино, и «Арена» — для спортивных программ и телетрансляций.

13 мая 1991 года[30][31] недавно назначенный на должность первого заместителя председателя Гостелерадио Валентин Лазуткин предоставил эфирное время для программ Всероссийской гостелерадиокомпании на «Втором канале» Гостелерадио: с 11:35 до 13:35, с 17:00 до 19:00 и с 21:45 до 23:45.

В 17:00 программа «Вести» вышла в эфир. Ведущей первого выпуска была Светлана Сорокина[32]. С этого времени на «второй кнопке» выходят в эфир как программы Всесоюзной гостелерадиокомпании, так и программы Всероссийской гостелерадиокомпании. По сравнению с программой «Время», «Вести» стали острой, краткой, конкретной и оперативной информационной программой. У телеканала появилось новое название — «РТВ» («Российское телевидение») и первый логотип. В первую неделю вещания в эфире выходят перешедшее на ВГТРК «Спокойной ночи, малыши!» и Одесское «Джентльмен-шоу». Через две недели телеканал сменил название на «РТР» («Российское телевидение и радио»), изменился и логотип.

В августе 1991 года РТР в Риге был перемещён с метрового диапазона в дециметровый, а на освободившейся частоте началось вещание канала LTV2 (ныне LTV7).

Во время Августовского путча 19 августа 1991 года все передачи Всероссийской ГТРК были отменены по приказу ГКЧП. Вместо запланированных программ транслировался балет «Лебединое озеро». В тайне от ГКЧП, телеканал «РТР» подпольно организовал вещание на регионы, благодаря чему жители СССР увидели специальный выпуск «Вестей» с «картинкой» происходящих в Москве событий. Студия «Вестей» в «Останкино» была опечатана, передача записывалась на видеокассету на «Шаболовке», для экстренных ситуаций была подготовлена передвижная студия. ГКЧП блокировало здание ВГТРК на Ямском Поле. Подпольное вещание «РТР» продолжалось до полной победы защитников Белого дома[2]. После завершения Августовского путча «РТР» по распоряжению Валентина Лазуткина[33] передаётся весь вечер: с 19:00 до 0:00 (вместо с 17:00 до 19:00 и 21:45 до 23:45). Свежеиспечённые телеканал и программа из фактически оппозиционного СМИ, оппонирующего советскому государственному официозу, стали превращаться в новый, теперь уже постсоветский официоз. На этом фоне Евгений Киселёв, Олег Добродеев и некоторые корреспонденты «Вестей» переходят на 1-й канал Останкино к Егору Яковлеву[34], где создают программу «Итоги».

16 сентября 1991 года «Второй канал» Центрального телевидения был закрыт, а производство большей части его передач («Время деловых людей» и др.) было передано ВГТРК. С этого времени телеканал «РТР» становится главным вещателем в стране и получает для вещания весь эфирный день. С 30 декабря 1991 года программа «Вести» стала выходить три раза в день, а с 20 января 1992 года — четыре раза в день.

В ночь с 31 декабря 1991 года на 1 января 1992 года телеканал сменил логотип. В 1993 году логотип менялся дважды.

Со 2 января 1992 года на телеканале начал транслироваться один из самых длинных телесериалов — «Санта-Барбара». Решение о его приобретении было принято Сергеем Подгорбунским, Павлом Корчагиным и Оганесом Соболевым[35][36].

В феврале 1992 года на частотах РТР на Украине был создан телеканал УТ-2 (ныне 1+1). В апреле 1993 года на частотах РТР на Литве начал вещания телеканал Tele-3 (ныне TV3).

В период политического кризиса 1993 года «РТР» предоставляет слово всем сторонам конфликта. Во время расстрела Белого дома директор канала нарушил приказ о ведении трансляции бомбёжки в прямом эфире до того момента, пока на линии огня стояли москвичи, в целях избежания возникновения гражданской войны. После того, как милиция оттеснила горожан, «РТР» запустил трансляцию «CNN»[37]. В это время было обстреляно здание, где размещалась студия «Вестей», В дыру, пробитую в здании гранатомётом, ворвались вооружённые люди, начался обстрел здания, возник пожар.

Режиссёру программы «Вести» Ирине Виноградовой удалось спасти отснятый материал. Техническому директору Станиславу Буневичу удалось перевести управление телевещанием страны в здание Всероссийской ГТРК на Ямском Поле. Вещание канала было восстановлено, «РТР» был единственным телеканалом, оставшимся в эфире и показавшим происходящие события[38]. Вещание велось в наспех оборудованной студии на цокольном этаже при выключенном свете. Позднее в здании напротив были обнаружены лёжки снайперов. За освещение событий 1993 года первым заместителем Председателя Правительства России Владимиром Шумейко программе «Вести» были подарены каминные часы.

Показав важные события, «Вести» становятся самой влиятельной программой[2]. В этом же году ведущие программы Юрий Ростов, Владислав Флярковский и Александр Гурнов были назначены корреспондентами за границей (в США, Израиле и Великобритании соответственно)[3], а главным редактором Дирекции информационных программ стал Александр Нехорошев.

В тот же период с 1-го канала Останкино на РТР переходит телеигра Леонида Ярмольника «L-клуб», таким образом, став первой программой, перешедшей с первой кнопки. Если на старом канале программе была отведена поздняя ночь буднего дня, то уже на РТР программа стала выходить в четверг вечером[39]. Это поспособствовало популярности программы у широкой зрительской аудитории, и «L-клуб» стал одной из визитных карточек канала.

С 1994 года стала выходить программа-комментарий «Подробности», ведущим которой стал политический обозреватель «Вестей» Николай Сванидзе[3]. Одно время поочерёдно с ним эту программу вёл Сергей Доренко[40]. С апреля 1994 года с 11:05 до 16:00 на канале имел место дневной перерыв. С ноября того же года на московский часовой пояс вместо перерыва шёл информационный канал «Деловая Россия». В октябре 1995 года на РТР с ОРТ перешла программа «Иванов, Петров, Сидоров».

В 1996 году Олег Попцов, Анатолий Лысенко, Сергей Подгорбунский и Александр Нехорошев были освобождены от своих должностей. Новым Председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал Эдуард Сагалаев[4][41], генеральным директором Российского телевидения стал Кирилл Легат, главным редактором Дирекции информационных программ Российского Телевидения — Борис Непомнящий. Программа «Подробности» была закрыта, появились новые телепроекты — информационно-аналитическая программа «Зеркало», ведущим которой стал Николай Сванидзе, актуальное интервью «VIP», ток-шоу «Открытые новости», ведущими которой стали Эдуард Сагалаев, Светлана Сорокина[42] и Оксана Найчук, а производителем — частная телекомпания АТВ. 13 мая 1996 года перерывы на всех дублях канала были отменены, блок «Деловая Россия» шёл на все регионы.

3 февраля 1997 года несколько высших менеджеров ВГТРК опубликовали в «Новой газете» открытое письмо «ТВ-магазин: продаем программу на завтра», в котором утверждали о финансовой, творческой и кадровой деградации телекомпании, а также обвиняли Эдуарда Сагалаева в том, что он превращает компанию в источник личного обогащения[43]. 7 февраля 1997 года Сагалаев подал заявление об увольнении по собственному желанию. Вместо него с 10 февраля 1997 года председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал Николай Сванидзе[4][44], однако изложенные в письме факты были признаны Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации недостоверными[45]. Генеральным директором РТР назначается его главный продюсер Александр Акопов[46]. Программы «VIP» и «Открытые новости» были закрыты, в ноябре 1997 года была уволена ведущая «Вестей» Светлана Сорокина[47].

1 ноября 1997 года «РТР» меняет название на «РТР-1», изменился логотип. Причина смены названия — создание нового телеканала «РТР-2» (ныне «Россия-Культура»)[48]. На новый канал уходит большая часть закадровых сотрудников расформированного творческого объединения «Лад», включая Андрея Торстенсена, Валентина Тернявского и Екатерину Андронникову[49][50][51].

8 мая 1998 года в состав ВГТРК вошли региональные телерадиокомпании. С этого момента «РТР» вещает на 54 языках народов России, ВГТРК превращается в крупнейший медиахолдинг Европы. Общим становится не только оформление канала, но и редакционная политика.

21 мая 1998 года Николай Сванидзе освобождён с поста председателя ВГТРК «в связи с переходом на другую работу». Сванидзе объяснил отставку желанием работать журналистом, а не администратором[52]. По версии СМИ, причиной отставки стали разногласия с действующим на тот момент председателем Правительства России Сергеем Кириенко[53]. Руководителем государственного медиахолдинга был назначен Михаил Швыдкой[4].

7 сентября 1998 года в эфир впервые вышел утренний блок программы «Доброе утро, Россия!».

8 сентября 1998 года «РТР-1» снова меняет название на «РТР». Главным режиссёром канала становится известный кинорежиссёр Иван Дыховичный, который приводит на канал недавно ушедших из студии «НТВ-Дизайн» композитора Антона Батагова и дизайнеров Андрея Шелютто и Елену Китаеву[54][55][56]. Ими было разработано новое графическое оформление канала, вместе с которым поменялся логотип. В это время появилось много телесериалов латиноамериканского производства и много новых телепрограмм: «Два рояля», «Домашние хлопоты», «Программа передач», «Акуна-матата», с московского канала переезжает программа «Сто к одному», а с канала ОРТ переезжают программы «Моя семья», «Сиреневый туман», «Любовь с первого взгляда», «50х50». Среди других наиболее известных программ РТР выходного дня тех лет были «Сам себе режиссёр», «Горячая десятка»[57], «Городок», «Доброе утро, страна!» и «Аншлаг». Сетка вещания канала в выходные дни практически полностью была загружена многочисленными развлекательными и музыкальными программами[5][58], художественными фильмами, изредка прерывавшимися на выпуски «Вестей», программу «Зеркало» или же на спортивные телетрансляции. Ненадолго на РТР был восстановлен дикторский отдел, который был упразднён в 1996 году, во времена управления Сагалаева. Его руководителем был Владимир Березин. 4 марта 1999 года РТР становится самостоятельным юридическим лицом — ФГУП ГТК «Телеканал „Россия“». Этот же статус 1 августа получает и студия «Вести»[3].

С 6 сентября 1999 года было увеличено количество ежедневных выпусков «Вестей»[59], а также изменено время выхода некоторых из них: теперь они стали выходить в 13:00, 17:00, 19:00, 21:00[60] и 1:00. Спустя полтора месяца программу покинули Александр Сапожников, Михаил Пономарёв[61] и Анна Павлова. Все они перешли на ТВ-6, где стали принимать участие в работе обновлённой Службы информации ЗАО «МНВК ТВ-6 Москва»[62]. Одними из новых ведущих программы становятся перешедшие с «ТВ Центра» Михаил Зеленский и Анастасия Мельникова[63].

В это же время телеканал покидают руководители и ведущие различных программ студии «К-2» Борис Берман и Ильдар Жандарёв, перейдя на НТВ[64]. Их места занимают Владимир Оренов и Александр Плахов[65]. Несколько позже была расформирована редакция спортивных программ «Арена» и вместо неё была создана студия спортивных программ, которую возглавил Владимир Гомельский[66].

К концу 1990-х годов РТР начал значительно отставать по рейтинговым показателям от своих главных конкурентов в лице ОРТ и НТВ, занимая третье место среди всех российских телеканалов[67]. Были случаи, когда третье место у канала могли перехватывать менее крупные вещатели вроде ТВЦ или ТВ-6[6]. Телеканал не принимал активного участия в информационных войнах, не лоббировал кандидатуры тех или иных политических или государственных деятелей в ходе «правительственной чехарды» премьер-министров 1998—1999 годов[6]. Исключением был телеэфир в ночь с 17 на 18 марта 1999 года[68], когда в эфире РТР была показана видеоплёнка с участием тогдашнего генпрокурора РФ Юрия Скуратова (или человека с похожей внешностью)[69], забавлявшегося с проститутками[70][71]. Стали часто высказываться мнения о падении качества работы телеканала и ужесточении цензуры внутри него: в частности, в феврале 1999 года (за несколько месяцев до своего ухода) Михаил Пономарёв обратился с письмом к президенту и правительству страны, где обвинял руководство ВГТРК в «полной некомпетентности, целенаправленном, методичном уничтожении программы „Вести“ и канала РТР в целом и попытках ввести на канале политическую цензуру» и призывал руководство ВГТРК во главе с Михаилом Швыдким уйти в отставку[72][73].

2000—2009

31 января 2000 года[74][75] председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании стал бывший генеральный директор НТВ Олег Добродеев[76][77]. Канал покинули Иван Дыховичный[7], Анастасия и Сергей Дадыко (перешли на ТВЦ), Ольга Кокорекина и Роман Бабаян (перешли на ОРТ), Вадим Фефилов[78] и Марина Лиллевяли (перешли на НТВ)[79], а также руководитель бюро в Израиле Андрей Дементьев[80]. При этом вместе с Добродеевым с НТВ в течение года на канал перешли Владимир Лусканов, Андрей Медведев[81], Александр Абраменко[82], Елена Масюк[83], Аркадий Мамонтов, Евгений Ревенко[84][85], Юлия Ракчеева и Михаил Антонов[86][87]. Чуть позже к ним подключились Сергей Гапонов[88], Виталий Трубецкой[5][89] и Эдуард Петров[90]. Также на канал перешли Пётр Шепотинник и Станислав Кучер с ТВ-6[91][92].

С приходом нового руководителя сетка телеканала претерпела значительные изменения. От ряда программ пришлось избавиться, также было чётко определено время выхода в эфир региональных ГТРК[93]. Выпуски главной новостной программы канала «Вести» стали выходить по прежнему графику, существовавшему до 1999 года:[20] 6:00, 7:00, 8:00, 9:00, 11:00, 14:00, 17:00, 20:00 и 23:00. Параллельно укреплению «Вестей», Добродеев полностью обновил линейку публицистических передач канала[94], над которыми работали такие известные тележурналисты, как Александр Гурнов[95], Александр Политковский (перешедший с ТВ-6), Владимир Молчанов и Пётр Фёдоров (перешедшие с REN-TV)[96]. Несмотря на всевозможное расширение кругозора, в те годы критики неоднократно указывали на зависимость телеканала от сериальной продукции как российского, так и зарубежного производства[97] — на канале шло от 8 до 9 (!) сериалов в день[98][99]. Данное число было сопоставимо только с количеством ежедневных сериалов, транслировавшихся в этот же период на телеканале «СТС»[100].

В августе 2000 года телеканал активно освещал события, связанные с катастрофой АПЛ «Курск»[101]. Так, корреспондент «Вестей» Аркадий Мамонтов и операторы РТР были единственными телевизионщиками[102][103], допущенными на борт крейсера «Петр Великий»[104][105]. Освещение этих событий получило и большой отклик в различных СМИ[106][107].

Пожар на Останкинской телебашне 27 августа 2000 года сильно сказался на вещании телеканала РТР. В 18:00 по московскому времени телеканал позже остальных прекратил своё вещание на территории Москвы и Московской области[108]. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ-РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР (ныне — телеканал «Россия-1») в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР»[109].

6 октября 2000 года «Вести» прекращают своё существование как самостоятельное юридическое лицо и интегрируются в структуру телеканала РТР[3]. Руководителем образованной Дирекции информационных программ становится Александр Абраменко[8].

Параллельно с этим закрываются программы студий «Рост» и «К-2» («Башня», «Уловка-22», «Фрак народа», «Перпендикулярное кино», «Персона», «Колизей», «Ню»). Спустя некоторое время эти студии прекращают существование, а их руководителей и сотрудников увольняют с канала[110][111]. Через месяц по собственному желанию с РТР уходит Иван Дыховичный[7].

В начале 2001 года в Эстонии РТР был заменён местной версией для русскоязычных зрителей страны «РТР-Eesti»[112][113]. В феврале выходит первый выпуск программы «Вести-Москва»[114], посвящённой жизни московского региона.

11 сентября 2001 года в ночном эфире РТР был проведён экспериментальный эфир европейского новостного канала EuroNews[115], который со 2 октября 2001 года начал вещать в утреннее и ночное время канала «Культура»[116] (где до этого вещал канал «MTV Россия» по лицензии МТК «Телеэкспо»). С 17 марта 2003 (по программе — с 24 марта)[117] по 30 декабря 2007 года[118] в ночном эфире канала и с его логотипом осуществлялась трансляция EuroNews, что было вызвано необходимостью заполнения эфира после перехода на круглосуточное вещание[9][119]. Кроме этого, Евгений Ревенко становится ведущим новой еженедельной информационно-аналитической программы «Вести недели»[120][121][122]. Программа Николая Сванидзе «Зеркало» стала выходить в субботу после восьмичасовых вечерних «Вестей»[123]. Формат передачи Сванидзе стал несколько иным, нежели ранее[124].

15 сентября 2001 года изменяется логотип канала. С этого дня у всех каналов ВГТРК логотипы оформлены в общей стилистике. Также, с 15 сентября 2001 года перед информационными программами стали появляться традиционные часы кремлёвских курантов[125], в других заставках акцент также делался на государственную символику[126]. Авторы — бывший главный дизайнер НТВ Семён Левин и студия «Телеателье»[127].

В феврале 2002 года генеральный директор РТР Александр Акопов покинул занимаемую должность, вместо него гендиректором канала стал Антон Златопольский. По данным «Известий», Акопов покинул канал из-за конфликта с Олегом Добродеевым: если Акопов ориентировался на контент развлекательного характера, то Добродеев — на более серьёзную информационную составляющую[128].

Сразу после прихода на должность новый руководитель начал реформу всей сетки вещания, начиная с утреннего эфира[129]. На протяжении года закрывается большое количество телепроектов, запущенных при старом руководстве, среди них «Телепузики», «Почта РТР», «Доброе утро, страна!», «Диалоги о рыбалке», «Новая старая квартира», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Мужчина и женщина», «Пресс-клуб», «Планета КВН». Появились новые телепрограммы — «Дорожный патруль»[130], «Мусульмане», «Вся Россия», «Военная программа Александра Сладкова»[131], «Комната смеха», «Вести-Москва. Неделя в городе», «Вести. Дежурная часть»[132], «Вести+», «Дежурный по стране», «Форт Боярд», «Утренняя почта» и «Спокойной ночи, малыши!». Одновременно в эфир телеканала вернулась утренняя программа «Доброе утро, Россия!», запущенная при участии бывшего главного продюсера ТВ-6 и НТВ Александра Олейникова[24]. На телеканал переходят Александр Хабаров, Вячеслав Грунский (с НТВ)[133] и Эрнест Мацкявичюс (с ТВ-6)[134], директором Дирекции информационных программ Российского телевидения стал Владимир Кулистиков, также перешедший с НТВ[135]. В эфире резко сократилось число латиноамериканских сериалов, их место заняли преимущественно российские сериалы. Прекращается показ популярных американских телесериалов «Санта-Барбара»[136] и «Друзья», остальные иноязычные сериалы стали транслироваться исключительно в ночное время суток.

1 июля 2002 года для трансляции передач за пределами России начал вещание телеканал «РТР-Планета»[137].

1 сентября 2002 года телеканал получил название «Россия», изменился логотип[138][139], спустя несколько дней — доменное имя интернет-сайта канала — www.rutv.ru[140]. Как писал журнал «Цветной телевизор», новое название (телеканал «Россия») звучит более значимо, нежели аббревиатура РТР[141].

8 сентября 2002 года на канале «Россия» впервые вышла программа «Специальный корреспондент»[142][143]. В рамках программы в разное время вышли такие резонансные фильмы, как «Беззаконие: Дети» (продолжение цикла «Обратная сторона: Дети», шедшего на канале в 2001—2002 годах)[144], «Шпионы»[145], «Трансплантация»[11][146], «Бархат.Ru»[147], подготовленные Аркадием Мамонтовым. В этом же месяце в эфире телеканала появился телесериал «Бригада», вызвавший массу противоречивых отзывов среди телезрителей канала[148]: одни отмечали игру актёров и сюжетную линию сериала, другие, наоборот, критиковали его за то, что он романтизирует и культивирует бандитизм среди молодёжи[149][150].

С 17 марта 2003 года телеканал «Россия» перешёл на круглосуточное вещание (ранее канал, как и остальные федеральные, ежедневно уходил на технический перерыв в районе 2-х часов ночи и возобновлял вещание в 5:45)[9]. Первое время ночное вещание канала формировали фильмы и сериалы зарубежного производства, повторы передач и выпуски «Вестей». Со временем структура ночного вещания на канале неоднократно менялась. Летом-осенью 2003 года на телеканал перешло ещё несколько бывших тележурналистов из команды Евгения Киселёва (НТВ, ТВ-6 и ТВС)[151] — Елизавета Листова[10], Алексей Кондулуков[10], Ирина Зайцева[152], Борис Соболев, Елена Курляндцева[153], Иван Родионов. Несколько раньше на телеканал «Россия» с НТВ также перешёл Юрий Липатов[154].

Летом 2003 года программу «Вести недели» покидает Евгений Ревенко[155]. Существуют мнения, что это произошло из-за выпуска от октября 2002 года (о трагедии «Норд-Оста»), где был показан труп убитого Мовсара Бараева[156]. Его место занял ведущий вечерних «Вестей» Сергей Брилёв[157], а Ревенко стал заместителем директора Дирекции информационных программ[158]. Во второй половине года стали появляться проекты разнообразных жанров: документальная программа «Мой серебряный шар» с перешедшим с «Первого канала» Виталием Вульфом[159], музыкальный конкурс «Народный артист»[11], проект Николая Сванидзе «Исторические хроники»[160] и психологическое ток-шоу «Частная жизнь» с Владимиром Молчановым и Ликой Кремер (пришло на замену программе «Моя семья»)[25][161], на которые канал в сезоне 2003/2004 делал ключевую ставку.

В 2003—2007 годах в эфире телеканала были показаны такие обсуждаемые экранизации классических произведений русской литературы[162], как «Идиот» (май 2003 года)[163], «Мастер и Маргарита» (декабрь 2005 года), «В круге первом» (январь 2006 года)[164][165], «Завещание Ленина» (июнь 2007 года)[166]. Также, обсуждаемыми телесериалами, показанными на «России» в этот же период, были «Штрафбат» (сентябрь 2004)[167][168], названный «удачей ТВ»[169], и «Ликвидация» (декабрь 2007)[170][171][172].

В начале 2004 года на «Россию» с «Первого канала» переходит Евгений Петросян с его труппой юмористов и передачами «Смехопанорама» и «Кривое зеркало»[173][174]. В июле этого же года Владимир Кулистиков становится генеральным директором НТВ, должность руководителя информационных программ занимает Андрей Быстрицкий[175].

В течение 2005 года телеканалу «Россия» несколько раз удалось опередить по рейтинговым показателям «Первый канал». Такому резкому увеличению рейтингов поспособствовало введение на телеканале нескольких линеек телесериалов отечественного производства в вечернее время[176]. В том же году с телеканала ушла тележурналистка, руководитель авторской студии Елена Масюк[177] — по причине того, что её фильмы (в частности, «Иероглиф дружбы») руководство телеканала отказывалось ставить в сетку вещания[178][179]. Также, в 2005 году телеканал «Россия» был единственным, кто получил право на полную прямую трансляцию ежегодного послания Президента России: для сравнения, «Первый канал» и ТВЦ показали только сокращённую его версию, вернувшись к заранее запланированной сетке вещания, а НТВ ограничилось только небольшим репортажем в новостном выпуске[180].

В телесезоне 2005/2006 годов на телеканале работал ещё один бывший ведущий «Первого канала» Дмитрий Дибров. Он вёл на «России» три телепередачи: «Вести. Подробности», «Я готов на всё!»[181] и «Просвет»[182], а после их закрытия из-за низких рейтингов[183] некоторое время не появлялся на телевидении[184]. Помимо этого, в данном сезоне канал представил развлекательные проекты «Танцы со звёздами»[185] и «Субботний вечер»[186]. В то время, как параллельно с этим ближайшие конкуренты в лице «Первого канала» и НТВ наметили тенденцию на увеличение в своём эфире «жёлтого» или жестокого телеконтента, телеканал «Россия» принципиально отказывался ставить в свою сетку вещания подобные форматы, что в некотором плане отличало его от «первой» и «четвёртой» кнопок[187]. В частности, криминальные программы «Вести. Дежурная часть» и «Дорожный патруль» к тому времени полностью отошли от смакования кровавых преступлений, характерного для первых лет их вещания[188].

Весной 2006 года руководителем информационных программ телеканала «Россия» становится Юлия Ракчеева[189]. C этого же времени выпуск «Вестей» в 20:00 начинают вести два человека, его продолжительность была увеличена до 40 минут[190].

В ноябре 2006 года ФГУП ГТК «Телеканал „Россия“» перестало существовать как самостоятельное юридическое лицо и было интегрировано в структуру ВГТРК, став её филиалом. До 2009 года в конце некоторых программ и отечественных телесериалов продолжал указываться копирайт «ГТК „Телеканал Россия“».

В феврале 2007 года Сергей Брилёв покидает программу «Вести недели» и спустя 4 месяца становится ведущим отдельной информационной программы «Пятая студия»[191], итоговый выпуск начинает вести политический обозреватель Андрей Кондрашов[192]. Замена ведущего также могла быть связана с вольной трактовкой Брилёвым мюнхенской речи Владимира Путина[193]. В этом же месяце на телеканале появилась научно-популярная передача «Очевидное — невероятное» с Сергеем Капицей[194][195]. В апреле 2007 года телеканал «Россия» был единственным, кто получил право полностью снимать церемонию прощания с первым Президентом РФ Борисом Ельциным (остальные телеканалы параллельно дублировали его картинку)[196].

С 1 сентября 2007 по 27 декабря 2009 года на канале «Россия» в специально выделенном блоке транслировались передачи канала «Бибигон»[197]. С сентября 2007 года по сентябрь 2008 года во время данных передач логотип телеканала адаптировался под логотип «Бибигона».

Осенью 2007 года на телеканале не очень долгое время выходило общественное ток-шоу «Белым по чёрному» с ведущей Светланой Сорокиной, ранее работавшей на «второй кнопке»[198]. На ВГТРК переходит Александр Любимов. Изначально он становится ведущим программы «Сенат», позже занимает должность первого заместителя генерального директора канала «Россия»[199]. Также закрывается авторская программа Николая Сванидзе «Зеркало».

8 мая 2008 года телеканалом был запущен конкурс «Имя Россия» — с целью определить главную историческую персону России, вызвавший общественный резонанс[200][201].

В это же время после трансляции победных для россиян матчей футбольного Кубка УЕФА «Зенит» — «Рейнджерс», финала Чемпионата мира по хоккею Россия — Канада, финала Лиги Чемпионов в Лужниках, Чемпионата Европы по футболу 2008 года с участием российской сборной (права на их трансляции первоначально были у дочернего телеканала «Спорт», но по причине того, что этот телеканал принимался не во всех регионах России, трансляции перешли на второй канал[202][203]), конкурса песни «Евровидение-2008»[204] и Суперкубка УЕФА-2008 с участием «Зенита», телеканал в народе ненадолго получил прозвище «Фартовый»[205][206][207][208].

1 июля 2008 года телеканал «Россия» прекратил вещание в Белоруссии и был заменен местным телеканалом «РТР-Беларусь», который базируется на передачах телеканала «РТР-Планета (версия для СНГ)»[209].

В сентябре 2008 года вернулась в эфир программа «Вести в субботу», ведущим которой стал Сергей Брилёв[210], а вместо Андрея Кондрашова ведущим программы «Вести недели» после пятилетнего перерыва стал снова Евгений Ревенко[211][212]. На телеканал приходит Максим Галкин, ранее задействованный в ряде проектов на «Первом канале»[213][214]. Из новостных программ ушёл Дмитрий Киселёв, перешедший на административную должность[215][216].

В ночь с 23 на 24 декабря 2008 года канал изменил логотип: изменился дизайн флага и его размеры, а также шрифт и размер надписи «Россия» рядом с флагом.

1 апреля 2009 года в день 200-летия писателя Николая Гоголя и в связи с выходом в прокат фильма «Тарас Бульба» канал на один день в логотипе отобразил название фильма[217][218].

2010 — настоящее время

1 января 2010 года (в рамках очередного ребрендинга телеканалов холдинга ВГТРК) канал получил наименование «Россия-1», изменился его логотип[12]. Программы «Сенат», «Формула власти» и «Парламентский час» переходят на телеканал «Россия-24»[12], «Очевидное — невероятное» и «Кинескоп» — на канал «Культура»[219][220]. С этого же момента, в соответствии с названием, из эфира канала начала постепенно уходить зарубежная кинопродукция. Начиная с апреля 2010 года она стала выходить исключительно в ночное время. Основу дневного и вечернего кинопоказа стали составлять только российские фильмы и телесериалы[17] преимущественно мелодраматического характера. В августе на телеканал приходит с НТВ Владимир Соловьёв[221][13].

Среди основных премьер телесезона 2010/2011 годов можно выделить развлекательные программы «О самом главном»[222], «Девчата»[223], «Десять миллионов»[224] и ток-шоу «Поединок»[13], «Прямой эфир»[225] и «Исторический процесс»[226]. Летом 2011 года Александр Любимов покидает ВГТРК[227].

В начале 2012 года телеканал изменил доменное имя своего интернет-представительства — с прежнего www.rutv.ru на новое имя www.russia.tv[228]. С 15 марта 2012 года логотип канала «Россия-1» немного изменён, в логотипе сменён шрифт надписи «Россия». Нынешняя версия данного логотипа — с проходящим по нему бликом — в эфире с 1 октября 2012 года.

В августе 2012 года Дмитрий Киселёв ушёл с поста зампредседателя ВГТРК, вместо него эту должность занял Евгений Ревенко[229]. Сам же Киселёв с 9 сентября 2012 года стал ведущим программы «Вести недели»[230]. С 25 октября 2012 года Дирекцию информационных программ телеканала «Россия-1» также возглавил Евгений Ревенко[231]. Незадолго до этого программа «Специальный корреспондент» стала иметь жанр обсуждения документальных фильмов корреспондентов ВГТРК в большой студии со значительным числом приглашённых экспертов, её ведущим стал Аркадий Мамонтов[232].

В телесезоне 2012/2013 годов на телеканале начал выходить другой проект Владимира Соловьёва, ранее выходивший на телеканале НТВ, — общественно-политическое ток-шоу «Воскресный вечер»[233]. В ноябре 2012 года скончался один из авторов и актёров программы «Городок» Илья Олейников, после чего коллективом передачи было принято решение её закрыть[234]. В мае 2013 года на телеканал вернулся Борис Корчевников (перешёл с СТС), в 1990-х годах работавший на РТР ведущим молодёжных программ «Там-там новости» и «Башня»[235][236].

Телесезон 2013/2014 отличался большим числом музыкальных конкурсов и передач, среди которых «Битва хоров», «Наш выход», «Живой звук» и «Хит»[237]. Также в марте 2014 года на телеканале появилось перешедшее с «Первого канала» шоу перевоплощений «Один в один!»[238], были показаны 2—4 сезоны.

В свете Евромайдана, крымского кризиса и начала войны на востоке Украины весной-осенью 2014 года было расширено время для информационных программ и общественно-политических ток-шоу[239][240]. Как следствие, передача «Спокойной ночи, малыши!», несмотря на указание в сетке вещания после выпуска «Вестей» в 20:00 (до 29 декабря 2015 года), была убрана из эфира и стала выходить на канале «Культура»[241]. Место вечерних сериалов стали всё чаще занимать внеплановые выпуски «Воскресного вечера» и «Специального корреспондента»[242]. С сентября 2014 года последнюю программу вместо Аркадия Мамонтова стал вести корреспондент ВГТРК Евгений Попов[243][244].

В июле 2015 года главным продюсером телеканала стал перешедший с «России-2» Игорь Шестаков[14][15]. Вскоре в сентябре этого же года в связи с сокращением штата телеканала и его Службы цикловых и тематических программ[14] были закрыты передачи «Мусульмане»[14], «Субботник», «Вся Россия» и «Военная программа»[245], транслировавшиеся с начала 2000-х годов в утреннее время; позже — музыкальная программа «Горячая десятка». Телеканал покидает Максим Галкин[246]. Показ иностранных фильмов и телесериалов в ночное время был окончательно прекращён[16]. Последним таким фильмом стал триллер Кристофера Нолана «Помни», вышедший 4 октября 2014 года; сериалом — «Закон и порядок», чья трансляция завершилась 1 сентября 2015 года. Также уменьшается количество программ за телесезон, выходивших по лицензии; оставшиеся же проекты («Танцы со звёздами», «О самом главном», «Один в один!», «Главная сцена») были существенно переработаны с учётом российской специфики смотрения[16].

Одновременно, в связи с созданием телеканала «Матч ТВ» с 30 сентября 2015 года спортивная редакция ВГТРК прекратила своё существование в прежнем виде[247]. Почти все спортивные трансляции, за исключением футбольных чемпионатов мира и Европы и Олимпиад, были выведены из сетки вещания «России-1», а в штате телеканала осталось только небольшое количество штатных комментаторов[248]. С ноября по декабрь 2015 года на канале снова работал Валерий Комиссаров, который не очень долгое время был режиссёром и ведущим развлекательного ток-шоу «Наш человек»[249]. В это же время был представлен всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица»[250].

В мае 2016 года программным директором телеканала стал Александр Нечаев, ранее занимавший аналогичную должность на НТВ в 2008—2016 годах[17][18].

Начиная с 1 июля 2016 года телеканал имеет собственную HD-версию («Россия-1 HD»), которая полностью дублирует сетку вещания основного канала — дубля «Россия-1»(+0) для зоны вещания «М»; ранее на телеканале «Россия HD» сетка только частично совпадала с соответствующей SD-версией.

В июле того же года стало известно, что Евгений Ревенко покидает холдинг ВГТРК (в связи с участием в выборах в Государственную думу, по итогам которых он стал её депутатом), а Дирекция информационных программ, которой он руководил до последнего времени, объединится со службой информации телеканала «Россия-24». Объединённую информационную дирекцию двух телеканалов госхолдинга возглавила Ирина Филина, а директором ДИП «Вести», ставшей частью Объединённой дирекции, стал Андрей Кондрашов[21]. Вскоре после этого продолжительность выпусков «Вестей» претерпела изменения[251], выпуск в 20:00 вновь ведёт один человек, программа «Вести-Москва» вошла в структуру «Вестей» (итоговый выпуск «Неделя в городе» выходит как отдельная программа), а программы правовой тематики «Вести. Дежурная часть» и «Честный детектив» (сменившая название на «Расследования Эдуарда Петрова» и ставшая выходить как цикл документальных фильмов) перешли на телеканал «Россия-24». Кроме того, с сентября стало выходить политическое ток-шоу Ольги Скабеевой и Евгения Попова «60 минут»[252].

В телесезоне 2016/2017 годов, помимо общественно-политического вещания, телеканал сделал ставку на различные шоу талантов: вместе со вторым сезоном «Синей птицы» были запущены проекты «Удивительные люди»[253][254] и «Золото нации»[255].

По итогам 2016 года телеканал впервые за долгое время вырвался в лидеры телеэфира, обогнав своего давнего конкурента — «Первый канал»[256].

С 16 января 2017 года телеканал «Россия-1» перешёл на вещание в формате 16:9[257].

В августе 2017 года с «Первого канала» на телеканал перешли Андрей Малахов[258] и Тимур Кизяков[259]. Они представили свои проекты «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Привет, Андрей!» и «Когда все дома» соответственно. Прежний ведущий «Прямого эфира» Борис Корчевников стал вести на телеканале дневное ток-шоу «Судьба человека»[260]. Спустя месяц по неизвестным причинам были закрыты политические ток-шоу «Специальный корреспондент» и «Поединок». Их таймслоты были окончательно заняты выпусками «Вечера с Владимиром Соловьёвым».

Хронология названий телеканала

ДатаНазвание
13 мая — 15 сентября 1991«РТВ»
16 сентября 1991 — 31 октября 1997, 8 сентября 1998 — 31 августа 2002«РТР» (с 1 ноября 1997 по 7 сентября 1998 также упоминался в эфире)
1 ноября 1997 — 7 сентября 1998«РТР-1» (в эфире не упоминался)
Москвы и Московской области)ОРТ+РТР» (из-за пожара на Останкинской телебашне)[261]
1 сентября 2002 — 31 декабря 2009«Россия» (продолжает упоминаться в эфире)
1 января 2010 — настоящее время«Россия-1» (в эфире упоминается редко)

Россия-1 HD

В декабре 2012 года ВГТРК запустила тестовое вещание телеканала «Россия HD» в формате высокой четкости HD[262][263].

Официальный запуск телеканала «Россия HD» состоялся 29 декабря 2012 года в 18.00 по московскому времени.

С 13 декабря 2012 года телеканал начал вещание на платформе «Континент ТВ». С 26 декабря 2012 года канал начал вещание на платформе «Триколор ТВ», а с 28 декабря на платформе «НТВ-Плюс».

С момента начала вещания канала и до 30 июня 2016 года его программная сетка не дублировала телеканал «Россия-1», а формировалась из части передач производства ВГТРК в формате HD[264].

С 1 июля 2016 года телеканал называется «Россия-1 HD» и полностью дублирует программную сетку телеканала «Россия-1» дубля «Россия-1»(+0) для зоны вещания «М».

Телеканал транслируется многими операторами цифрового кабельного телевидения России. У большинства операторов телеканал присутствует либо в базовом пакете телеканалов, либо в пакете HD-каналов.

Вещание

Телеканал «Россия-1» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[265].

Потенциальная аудитория телеканала «Россия-1» составляет 98,5 % населения России[266]. Помимо территории России, вещание распространяется за рубежом телеканалом «РТР-Планета» на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США[267].

24 декабря 2017 года в эфире телепрограммы «Вести недели» было объявлено[268], что телеканал добавляет дополнительные часовые версии эфира. Таким образом, например, в новогоднюю ночь 2018 года телезрители всех 11 часовых поясах во всех 85 субъектах Российской Федерации увидели все программы телеканала, а также обращение президента России и бой курантов в полночь по местному времени, а не со смещением +1 или −1 час для телезрителей, проживающих в «нечётных» часовых поясах, так как на спутник были подняты только временны́е дубли «+0», «+2», «+4», «+6», «+8» для зон вещания М, Г, В, Б и А соответственно После новогодней ночи система распространения вернулась к прежней схеме (с наличием поясных версий только с «чётными» часовыми поясами).

Кинопроекты

Телеканал «Россия-1» участвовал в производстве и продвижении многих российских фильмов и сериалов:

Руководители

Генеральные директора

С мая 1991 по июль 1996 года руководитель телеканала прописывался как его директор, с июля 1996 по апрель 1999 года — как директор телевизионного вещания ВГТРК. С марта 1996 по апрель 2002 года руководитель РТР также выполнял функции генерального продюсера[271][19][272] и главного редактора[273].

Директора продюсерского центра ВГТРК

Главные продюсеры

Программные директора

Главные режиссёры

Музыкальные оформители

Дирекции

Дирекция информационных программ «Вести»

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. Изначально возникло как Дирекция информационных и общественно-политических программ «Вести»[295]. В 1999 году реорганизовано в отдельное ФГУП ГТК «Вести», в 2000 году — в ДИП «Вести» РТР (позже — ГТК «Телеканал „Россия“»). В 2016 году стала частью Объединённой дирекции информационных программ ВГТРК. В настоящее время на телеканале выходят её программы «Вести», «Вести недели», «Вести в субботу» и «Неделя в городе».

Ранее занималась производством программ «Контрасты», «Вести. Подробности», «Вести в 11», «Зеркало», «Пульс. Правительственные будни», «Москва-Минск», «Международная панорама», «Большой репортаж РТР», «Вести-Москва», «Пролог», «Вести. Дежурная часть», «Специальный корреспондент», «Вести+», «Честный детектив», «Мир на грани», «Пятая студия», «Ревизор», «Вести. Дежурная часть. Спецрасследование», «Расследование Эдуарда Петрова» и др.

Руководители

Студия развлекательных телепрограмм

Создана в 1997 году на базе творческо-производственного объединения «Артель», в 2003 году стала частью Дирекции новых программ и специальных проектов. Занимается производством и курированием программ «Аншлаг»[22], «Утренняя почта», «Смехопанорама»[22], «Смеяться разрешается», «Измайловский парк», «Петросян-шоу», «Юмор! Юмор! Юмор!», «Голубого огонька на Шаболовке»[23] и «Новогоднего парада звёзд», фестивалей «Славянский базар», «Песня года», «Новая волна», «Юморина», праздничных концертов, а также подготовкой к конкурсу «Евровидение»[303] (до 2013 года — и его детской версии[304]).

Ранее производила проекты «Звёздная ночь в Камергерском»[305], «На Титанике», новогодние мюзиклы 2004—2014 годов, фестивали «Юрмалина»[306] и «Детская Новая волна», программы «Городок», «Горячая десятка», «Комната смеха», «Народный артист»[23], «Не скуЧАЙ!», «Вторая половина»[307], «Кривое зеркало»[22], «Субботний вечер», «Место встречи», «Секрет успеха», «Сто причин для смеха», «Лучшие годы нашей жизни», «Добрый вечер с Максимом», «Фактор А»[308], «Вечерний квартал», «Рассмеши комика», «Живой звук», «Хит», «Это смешно», «Улица Весёлая» и др.

Руководителем студии с момента её создания по настоящее время является Александр Катанский, продюсером — Геннадий Гохштейн[309].

Режиссёры

  • Игорь Морозов (Хуан Ларра) (1997—2007)[310]
  • Сергей Широков (с 2007 года)[311]

Дирекция главных продюсеров

Начиная с 2002 года все проекты канала, за исключением информационных, спортивных и юмористических программ, находятся в подчинении у главного продюсера телеканала и курируются службами, входящими в данное подразделение. Руководители служб также имеют должности главных продюсеров и заместителей генерального директора.

Служба утреннего эфира

Подразделение, которое занимается подготовкой сюжетов и производством утренней информационно-развлекательной программы «Утро России». (ранее — «Доброе утро, Россия!»)

Руководители

Служба кинопоказа

Образована как самостоятельное подразделение в 1998 году. С момента своего основания до 2014—2015 годов занималась закупкой и доведением до эфира иностранной кинопродукции. В 2003—2007 годах находилась в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопоказа. С 2008 года, после входа в Дирекцию главных продюсеров и закрытия Отдела кинопроизводства, занимается подготовкой и продюсированием многих отечественных фильмов и телесериалов, выходящих на канале.

Руководители

Служба документальных фильмов

Образована в 1999 году, в Дирекцию главных продюсеров входит с 2002 года. Специализируется на подготовке и доведении до эфира документальных фильмов.

Руководители

Служба цикловых и тематических программ

Подразделение было основано в сентябре 2003 года и занималось разработкой и доведением до эфира познавательных и развлекательных программ, а также ток-шоу. Среди запущенных передач: «Спокойной ночи, малыши!», «Мусульмане», «Военная программа», «Вся Россия», «Мой серебряный шар», «Субботник», «Форт Боярд», «Частная жизнь»[25], «Сельский час», «Суд идёт», «Танцы со звёздами» (изначально)[321], «Великолепная восьмёрка», «Танцы на льду», «Ступени», «Ты — то, что ты ешь», «50 блондинок», «Как найти мужа?»[322], «Феномен»[323], «Звёздный лёд», «Ты и я», «Подари себе жизнь», «Кто хочет стать Максимом Галкиным?», «О самом главном» (изначально), «Девчата», «Поединок» (изначально), «Стиляги-шоу», «С новым домом!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» (изначально), «Минутное дело», «Погоня», «Битва хоров»[324], «Большие танцы», «Наш выход!», «Клетка» и «Артист». Упразднена в сентябре 2015 года[14]. Руководителем службы являлся Искандер Хакимов[325].

Служба сериалов прайм-тайм

Создана в 2007 году. Занимается продюсированием крупных российских многосерийных проектов, выходящих в 21:00. Среди наиболее известных: «Доярка из Хацапетовки», «Приказано уничтожить! Операция „Китайская шкатулка“», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Исаев»[326], «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Земский доктор», «Жизнь и судьба»[327], «Братья по обмену», «Шерлок Холмс», «Екатерина», «Письма на стекле», «Сын за отца», «Людмила Гурченко», «Тихий Дон», «Следователь Тихонов», «Доктор Рихтер» и др. Руководителем студии с момента её создания является Екатерина Ефанова[328].

Служба предпраймовых сериалов

Создана в 2009 году. Занималась продюсированием российских сериалов, выходивших по будням и по выходным в дневное время. Среди запущенных проектов: «Ефросинья», «Институт благородных девиц», «Семейный детектив», «Кровинушка», «Тайны института благородных девиц», «Пока станица спит», «Сердце звезды», «Чужое гнездо», «Последний янычар» и др. Упразднена в декабре 2015 года. Бессменным руководителем подразделения был Алексей Целихин[329].

Служба специальных линейных проектов

Образована в 2011 году. Подразделение, занимающееся производством ток-шоу «О самом главном», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Воскресный вечер („Вечер“) с Владимиром Соловьёвым», «60 минут», «Привет, Андрей!» и «Судьба человека». Ранее производила программы «Поединок», «Исторический процесс»[330], «Специальный корреспондент», «Брачное агентство Николая Баскова»[331], «Дело X. Следствие продолжается», «Загадка судьбы», «Вести.doc» и «Команда»[332].

Руководители

Отдел кинопроизводства

Подразделение образовано в марте 2000 года[336] как Служба кинопроизводства, с 2003 года находилось в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопроизводства. Занималось производством многих отечественных сериалов, среди которых «Каменская», «Семейные тайны», «Воровка», «Бригада»[337], «Идиот», «Линии судьбы», «Мастер и Маргарита»[338], «Ликвидация» и др., а также ток-шоу «Панорама кино»[339]. Руководил данным подразделением Валерий Тодоровский[340]. Основным производителем сериалов для канала в то время являлась фирма Тодоровского «Рекун-ТВ»[341]. После закрытия отдела в конце 2007 года его полномочия были переданы Дирекции кинопоказа.

Объединённая редакция спортивных телеканалов ВГТРК

Образована в 1991 году как творческо-производственное объединение «Арена». Непосредственное участие в создании объединения принимал Алексей Бурков[342]. В 1999 году объединение «Арена» было реорганизовано в Студию спортивных программ, в 2003 году, после запуска телеканала «Спорт», — в Объединённую редакцию спортивных программ (с 2010 года — телеканалов) ВГТРК. Занималась производством передач на спортивную тематику, телетрансляций и комментариев к ним, а также программ «Вести-спорт», «Футбол без границ», «Арена-спорт», «Спорт за неделю», «Футбол России» и др. Ликвидирована 30 сентября 2015 года.

Руководители

Главные редакторы

Критика

Цензура, необъективность и ложные сообщения в информационных программах

  • Некоторыми журналистами критиковались выпуски программы «Вести» от начала сентября 2004 года о трагедии в Беслане за манипуляцию общественно значимой информацией. В частности, в одном из своих прямых включений тогдашний корреспондент программы Маргарита Симоньян упомянула цифру в «354 заложника», хотя истинное число их было известно изначально и составляло 1128 человек, а также о том, что «террористы не выдвигают требований» (при том, что на самом деле главное требование также было заранее озвучено, им был вывод российских войск из Чечни)[348][349].
  • В апреле 2007 года появилась информация о том, что телеканал подверг цензуре французский документальный фильм о подготовке последних нашумевших цветных революций под названием «Revolution.com. США: завоевание Востока»[26], выпущенный в сентябре 2005 года[350]. По информации газеты «Коммерсантъ» и французской стороны, в результате монтажа содержание фильма было сильно изменено: из него были убраны все нежелательные моменты и комментарии, упоминания оппозиционных организаций, эпизоды, отснятые в российской столице, а также фамилия одного из авторов — Манон Луазо[26]. По подсчётам «Коммерсанта», в перемонтированной версии, показанной на «России» 15 апреля 2007 года, фильм шёл 48 минут с 20:46 до 21:34 (из-за чего пришлось сократить хронометраж шедшей перед фильмом программы «Вести недели» с 1 часа до 45 минут), в то время, как в оригинале фильм шёл 53 минуты 40 секунд[26]. Представители российского телеканала заявили, что фильм был обрезан по предварительному соглашению с французской стороной, а титры были такими же, какими их предоставили французы[26]. Представитель французского агентства САРА в свою очередь же отметил, что телеканал «Россия» нарушил условия жёсткого контракта, по которому в данный фильм не должны были быть внесены никакие изменения[26].
  • В марте 2011 года протоиерей Вячеслав (Пушкарёв), зав. миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви, дал оценку позиции телеканала в освещении конфликта в Ливии:
  • В июне 2013 года МИД Туркменистана обвинил телеканал «Россия-1» и специального корреспондента Евгения Поддубного в непрофессионализме за репортаж «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» в котором демонстрировались кадры, в которых присутствует якобы гражданин Туркменистана, некий Ровшан Газаков, боевик-командир подрывников[351]. В заявлении МИД Туркменистана отмечается[352]:
В самом репортаже пленные члены террористической группировки утверждают, что они приехали из Туркменистана[353]. По данным ряда сетевых СМИ ещё до выхода в эфир телеканала «Россия-1» сюжета «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» спецслужбы Туркменистана располагали информацией о задержанных в Сирии террористах, кроме того, сотрудники туркменских силовых структур вели активные поиски сообщников членов группировки «Фронт ан-Нусра» в Туркменистане[354].
  • 28 июня 2013 года немецкий общественный телеканал ЦДФ (ZDF) опроверг обвинения канала «Россия» в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода[355].
  • В вышедшей в эфир 28 ноября 2014 года программе «Специальный корреспондент» для демонстрации «аморальности» западных ценностей в области воспитания детей был использован видеоматериал с изображением обнажённых мужчин[356][357]. При этом в кадре российского эфира звучал вопрос: «Должна ли детская комната выглядеть таким образом?» 2 декабря 2014 года стало известно, что компания (США) объявила о намерении судиться с телеканалом «Россия-1», так как на самом деле в оригинале данного видеоролика использовалось изображение монстр-трака.
  • 23 мая 2015 года в эфир вышел документальный фильм «Варшавский договор. Рассекреченные страницы», в котором утверждалось, что вторжение войск СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году было дружественным шагом для защиты страны от угрозы переворота, поддерживаемого Западом и Североатлантическим альянсом[358]. Министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек вызвал посла России Сергея Киселева для объяснений по поводу этого документального фильма, в МИД Словакии обвинили канал в попытке фальсификации исторических фактов[359][360]. В свою очередь руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил о соответствии фильма всем канонам журналистики и соблюдении этических норм[361].
  • 10 апреля 2016 года в эфире программы «Вести недели» её ведущим Дмитрием Киселёвым был представлен отрывок из фильма Евгения Попова «Эффект Браудера», премьера которого была назначена на 13 апреля. Согласно фильму, российский политик Алексей Навальный с 2007 года сотрудничал с основателем Hermitage Capital Уильямом Браудером в рамках операции «Дрожь» по подрыву конституционного строя в России[362], которая была разработана ЦРУ ещё в 1986 году[27]. СМИ обратили на ряд странностей, часть из которых была исправлена журналистами ВГТРК: переписка сотрудников иностранных спецслужб на английском языке имела орфографические и грамматические ошибки, один из документов подписан уже ушедшим к тому времени сотрудником спецслужб[363], в переписке есть ответы на вопросы, заданные через несколько лет спустя, голоса Ильи Пономарёва и Навального из аудиозаписи не соответствуют этим политикам (или их невозможно опознать[364])[365][366]). Помимо прочего, аудиозапись их разговора сопровождалась шипением, характерным скорее для стационарного телефона, а не для Skype, как то утверждали авторы[367]. Кадры, отснятые каналом в офисе «Фонда борьбы с коррупцией» в Москве, в сюжете «Вестей недели» сопровождались всплывающей плашкой «Киев, Украина»[368]. Сам Навальный, оценивший содержание фильма как выдумку[27], пообещал подать в суд на Дмитрия Киселёва и Евгения Попова по статье «клевета», а также направил в ФСБ запрос с просьбой изъять и проверить на подлинность материалы, которые стали основой фильма Евгения Попова[369].
  • В эфире программы «Вести недели» от 3 июня 2018 года сюжет о визите российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Пхеньян 31 мая[370] был проиллюстрирован изображением, на котором лидеру КНДР Ким Чен Ыну была пририсована улыбка[371]. На официальном снимке она не отображалась, вследствие чего возникло предположение, что редакторы телеканала прибегали к компьютерному фотомонтажу. Ведущий Дмитрий Киселёв после эфира заявил, что «редакция не пользовалась никакими инструментами для редактирования снимка», а во время встречи политиков было сделано большое количество снимков с разными мимическими фазами[372].

Псевдонаучные документальные фильмы

В 2006 году фильм этого канала «Великая тайна воды» вызвал огромный резонанс в обществе, многочисленные споры и критику представителей Русской православной церкви, обвинивших создателей в оккультном и эзотерическом содержании, выдаваемом за науку, а также в дезориентации верующих[373][28]. Георгий Белодуров отметил, что большинство участвующих в фильме «академиков» являются академиками РАЕН[28]. Комиссия по борьбе с лженаукой Российской академии наук крайне резко отозвалась о фильме. В бюллетене комиссии отмечается:

Освещение событий на Украине

В выпуске телепрограммы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года Дмитрием Киселёвым была искажена хронология событий на Евромайдане. По версии телеканала «Россия-1», события на улице Банковой, которые были названы «предысторией крови, которая пролилась»[374], предшествовали силовому разгону Евромайдана, что не соответствует действительности[375]. 15 декабря, в следующем выпуске программы, Дмитрий Киселёв признал допущенную ошибку[376].

25 февраля 2014 года Российская общественная коллегия по жалобам на прессу нашла в сюжете «Украинское вече. Евромайдан: по стопам „цветных“ революций» программы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года признаки пропаганды. Члены коллегии признали материал «подгонкой жизни под пропагандистскую „колодку“», сюжет о Майдане в целом, по их мнению, характеризуется «оскорбительно низким качеством» и рассчитан на «неразборчивость, нетребовательность и всеядность информационно зависимой части российского общества». Реплики Киселёва, прозвучавшие в ходе сюжета, коллегия назвала «установочными обобщениями»[377].

1 марта 2014 года в программе «Вести в субботу» был показан сюжет о якобы перестрелке в Симферополе[378], в котором показали «украинских боевиков» с закрытыми лицами и тела российских военных, лежавших неподвижно на земле. Однако зрители обратили внимание на то, что показанные «бандеровцы» были вооружены новейшими российскими автоматами АК 100-й серии и гранатомётами РГ-94, которые состоят на вооружении только в российской армии. Также под «трупами» российских военных в камуфляже не было следов крови. Свидетели съёмок репортажа — съёмочная группа крымскотатарского телеканала ATR — при выяснении событий «перестрелки» были избиты неизвестными. По словам крымскотатарских журналистов, на самом деле в результате стрельбы не было никаких человеческих жертв[379].

10 апреля 2014 года в программе «Вести» вышел сюжет о пострадавшем на Украине от рук радикалов стороннике федерализации, которого зовут Андрей Петков, и у которого диагностировали ожог лица, сотрясение мозга и перелом голени. Однако в этот же вечер, но ранее, в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ вышел сюжет, в котором журналистам телеканала удалось пообщаться с гражданином Германии Андреем Петховым, получившим ранение во время столкновений у стен обладминистрации города Николаев. Человек заявил, что он был «наёмником Майдана», готовивший к силовым акциям группу из 50 бойцов из Западной Европы. Они выступали на стороне «Правого сектора» и должны были покалечить мирных митингующих. В обоих случаях перед зрителями предстал один и тот же человек, пластырь на носу которого и пятна зеленки на подбородке были одинаковые[380][381]. Спустя 2 дня в выпуске «Вестей» снова подтвердили собственную версию о Петкове, сторонником которой оказался «народный мэр» Николаева, однако спустя неделю НТВ в новом сюжете со ссылкой на родственников Петкова сообщило о том, что тот стоит на учёте в психдиспансере, у него весеннее обострение и шизофрения. По мнению телеобозревателя Арины Бородиной, «эта история должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж[382]». Автор сюжета Антон Лядов продолжил работу на телеканале, став корреспондентом во Франции, и в мае 2016 года был уличён в приписывании интервьюируемым слов, которые они не говорили, в сюжете для программы «Вести недели»[383].

В середине мая в программе «Вести» телеканала в сюжете «Присяга под стволами» о боях под Славянском для демонстрации жестокости украинских военных были использованы кадры с убитым мужчиной из выпуска «Вестей» от 18 ноября 2012 года. Видеосюжет, откуда были взяты эти кадры, был посвящён новости о введении контртеррористической операции в Баксанском районе Кабардино-Балкарии[384][385]. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев заявил о том, что использование этих кадров было «случайной ошибкой», и исключил вероятность попыток манипуляции аудиторией со стороны журналистов[386]. Ведущий «Вестей» Эрнест Мацкявичюс объяснил ошибку редакторов «издержками интернета», после обнаружения которой видео было удалено[387]. Стивен Эннис из службы мониторинга BBC, изучив репортажи России-1 о боях в Широкино, сделал вывод, что российские журналисты вводят своих зрителей в заблуждение относительно происходящего там. Среди используемых приёмов он отметил манипулирование с видео- и фотокадрами, а также фальсификацию и искажение информации[389].

Критика со стороны литовских властей

В августе 2017 года телеканал «Россия-1» и его международная версия «РТР-Планета» подверглись критике со стороны Литовской комиссии по радио и телевидению за разжигание войны и ненависти посредством ряда передач, выходящих на этих каналах[29]. Литовские власти возмутились содержанием выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 31 мая 2017 года, в ходе которого лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил «выдвинуть ультиматум прибалтийским государствам, чтобы те отвели все войска НАТО на 300 километров от границ России», а если они этого не сделают, то — «принять определённые меры»[390].

В ответ на обвинения глава Дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил, что все упрёки в адрес содержания таких программ являются несправедливыми, а мнения экспертов — «свободное выражение людьми своей точки зрения»[29].

Примечания

  1. ВГТРК / О ВГТРК
  2. «„Вести“. Первые двадцать лет». Документальный фильм, 2011.
  3. История Вестей / РТР — 2001-04-06
  4. Человек неотсюда — Бородина — Арина — Куцылло, Вероника — 2003-01-27 / Коммерсантъ-Власть, № 3 — Подробно — 11 — 2015-01-02
  5. Телевидение всея Руси / Независимая газета — 2002-12-06
  6. «ДВОЙКА» НА КАЧЕЛЯХ Анри Вартанов / Актуальные проблемы телевизионного творчества — 2001
  7. ТЕЛЕНОВОСТИ ОТ… — Общество — Новая Газета
  8. Из "Вестей" пропавший. В информационной службе РТР сменился генеральный директор / Коммерсантъ — 2000-10-03
  9. Телеканал «Россия» переходит на круглосуточное вещание / Коммерсантъ — 2003-03-17
  10. ЛЕТНИЙ СЕЙЛ КОМАНДЫ КИСЕЛЕВА / Новая газета — 2003-07-17
  11. Аркадий Мамонтов - лидер телеэфира. Его расследование о продаже человеческих органов потрясло телезрителей / Комсомольская правда — 2003-09-09
  12. Многоликая Россия — Альперина — Сусанна — 2009-12-30 / «Российская газета» — Телевизор — 2014-09-28
  13. «Поединок» с властью: побеждает дружба / Собеседник — 2010-08-26
  14. Как «Мусульмане» ушли с российского телевидения / Кавполит — 2016-01-29
  15. Не только столичное телевидение — Афанасьева — Елена. — 2015-07-19 / Радио «Эхо Москвы» — Телехранитель — 2015-07-26
  16. Сделано на "России". Главный продюсер «России 1» Игорь Шестаков о том, почему «Первый канал» уступил первенство второй кнопке / Огонёк — 2017-01-16
  17. “Россия” угадала интересы аудитории / Вести FM — 2016-12-27
  18. «Логотип канала значит уже гораздо меньше» / Коммерсантъ — 2017-01-08
  19. Парфенов / Коммерсантъ — 1997-04-22
  20. Раф ШАКИРОВ открывает карты / Новая газета — 2000-02-14
  21. В ВГТРК поступила новая информация. Госхолдинг реорганизует новостную службу / Коммерсантъ — 2016-07-08
  22. Смех и деньги / Forbes — 2005-02-03
  23. Красно-бело-голубой огонек / Огонёк — 2005-12-16
  24. Александр ОЛЕЙНИКОВ: «Мне есть чем гордиться и чего стыдиться» — Известия 30 августа 2002
  25. Рассаживайтесь поудобнее в карете прошлого / Комсомольская правда — 2003-12-04
  26. «Россию» пугают крупными купюрами. ВГТРК обрезала французский фильм о цветных революциях / Коммерсантъ — 2007-04-20
  27. Артём Филипенок, Илья Рождественский. ВГТРК назвала Навального платным агентом Браудера // РБК, 10.04.2016
  28. Белодуров Г. Фильм «Вода»: документальная ложь // Журнал «Нескучный сад»
  29. Владимир Кара-Мурза-ст.: "Культура" и Литва против пропаганды / Собеседник — 2017-09-01
  30. Каких коней меняют на переправе? — 2001-05-14 / Новая газета — 2013-06-08
  31. Олег Добродеев: "Вести" сейчас — программа дистилированная — 2001-05-14 / Коммерсантъ — 2013-06-08
  32. МЫ БЫЛИ ЕЛЬЦИНСКИЕ / The New Times — 2016-05-07
  33. М. Полторанин: «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса». Глава IV. «Донесение президента России президенту Америки»
  34. ГОЛОСА ИЗ «ЯМЫ» / The New Times — 2016-04-24
  35. «Санта-Барбара» пришла и победила! — http://broadcasting.ru/articles2/content/Santa-Barbara_prishla_i_pobedila/ — Broadcasting. Телевидение и радиовещание — журнал — М. : Гротек, 2007 — 3 — 85—86
  36. Бесконечная история. Сериал «Санта-Барбара» — 2014-07-30 / РИА Новости — Инфографика — 2016-08-21
  37. Сергей Подгорбунский: «Я запретил трансляцию расстрела Белого дома» — http://www.np.kz/old/2003/05/issled4.html — Новое поколение — газета — Алматы : ТОО «Новое поколение», 2003 — 2 — 7 — 05 (245) — 1997-9967
  38. Журналисты «Вестей» вспоминают события мятежа 1993 года
  39. L-клуб переходит на телеканал "Россия" — 1993-07-23 / Коммерсантъ — 2012-05-15 — 2012-06-06 — yes
  40. Телезвезды: Николай Сванидзе. Интервью бывшего руководителя ВГТРК / Meduza — 2016-04-08
  41. Неожиданная отставка, от которой многого ждут| — Осипова — Наталия — Мандрова, Наталия — 1996-02-22 / Коммерсантъ, № 38 — Подробно — 9 — 2015-01-02
  42. С НОВОГО ГОДА 2-Й КАНАЛ СТАНЕТ БУДИТЬ НАС ГИМНОМ. Эдуард Сагалаев: "Государственного ТВ у нас нет!" / Аргументы и факты — 1996-08-28
  43. Скандал вокруг ВГТРК разрастается. Госдума намерена вызвать Сагалаева на ковёр / Коммерсантъ — 1997-02-07
  44. Николай Сванидзе возглавит Российское телевидение — Гураускайте — Юрате — 1997-02-11 / Коммерсантъ, № 8 — Подробно — 1 — 2015-01-02
  45. Решение № 4 (115) от 20 февраля 1997 г. «Об обращении Э. М. Сагалаева в связи с публикацией „ТВ-магазин: продаём программу на завтра“ в „Новой газете“ № 5 за 1997 год» — 1997-02-20 — Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации / Сайт «Интернет и Право» — Информационные материалы — 2016-08-21
  46. "Деловая Россия" уходит с экрана на монитор / Коммерсантъ — 1997-03-28
  47. 15 лет «Вестям». Где сейчас Сорокина и Ростов?
  48. С 1 ноября начал вещание новый телевизионный канал «Культура» Газета «Коммерсантъ», № 190 (1372), 04.11.1997
  49. К 80-летию Андрея Торстенсена / Культура — 2016-06-28
  50. ТЕРНЯВСКИЙ Валентин Григорьевич / Академия российского телевидения
  51. АНДРОННИКОВА Екатерина Ираклиевна / Академия российского телевидения
  52. Николай Сванидзе: я не администратор, я журналист — Арутюнова — Виктория — 1998-05-23 / Коммерсантъ, № 91 — 3 — 2015-01-02
  53. «Культура» понесла утрату — Арутюнова — Виктория — 1998-05-22 / Коммерсантъ, № 90 — Подробно — 1 — 2015-01-02
  54. Ромашки поутру. “Имперский реализм” на РТР — 1998-09-16 / Общая газета
  55. "Андрей Шелютто: «В кириллице чего ни сделай — все плохо!» Журнал «Артгид» от 10 апреля 2013: "Ещё он (Андрей Шелютто) был шеф-дизайнером канала «НТВ плюс» и главным художником телевизионного канала «Россия».
  56. "Андрей Шелютто: «В кириллице чего ни сделай — все плохо!» Архивная копия интервью от 10 апреля 2013 года.
  57. Гендиректор РТР переключается на что-то новое. Александр Акопов ушёл с ВГТРК — 2002-02-21 / Коммерсантъ
  58. Развлекательные программы / РТР — 2001-04-10
  59. Даешь "Санта-Барбару"! / Независимая газета — 1999-10-13
  60. «Вести» будут выходить во «Время» / Коммерсантъ — 1999-08-03
  61. КОНЕЦ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ / Московский комсомолец — 1999-10-27
  62. Два основных правила телевидения / Культура-портал — 2001-06-14
  63. Новости в женском исполнении / Российская газета — 2001-02-02 — 2002-02-11
  64. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ? / Труд — 2000-08-03
  65. Личность плюс владение композицией / Film.ru — 2000-07-03
  66. Многоканальные новости — 1999-10-28 / Московский комсомолец — 2013-06-08
  67. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВЛАСТИ / Ежедневный журнал — 2006-05-11
  68. Моральным обликом генпрокурора займется специальная комиссия / Lenta.ru — 1999-03-18
  69. Человека, "похожего на Скуратова", больше нет / Коммерсантъ — 2000-08-30
  70. Растлителя вызывали? / Московский комсомолец — 2001-07-13
  71. Скуратов утверждает, что за провокацией против него стоят близкие к Ельцину люди / Lenta.ru — 1999-04-27
  72. Пономареву запретили вести "Вести" / Смена — 1999-02-19
  73. "Вести" вступили в переписку с Кремлем / Коммерсантъ — 1999-02-18
  74. Указ Президента Российской Федерации от 31 января 2000 г. № 288 «О председателе Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» — 2000-01-31 / Президент России, официальный сайт — Документы — 2017-08-12
  75. Добродеев телевизионно представился. Швыдкой культурно попрощался / Коммерсантъ — 2000-02-03
  76. Олег ДОБРОДЕЕВ: В СТИЛЕ «БЛАГОРОДНАЯ БЕДНОСТЬ» / Огонёк — 2000-12-18
  77. Работники Российского телевидения проведут пикет у здания ВГТРК — 2000-10-16 / NEWSru — 2013-02-24 — 2013-02-26 — yes
  78. Вадим Фефилов: «Абстрагируюсь от окружающего кошмара и просто делаю свою работу» // Тверьлайф. 11.01.2011.
  79. Я ТАМ, ОТКУДА ПОБЕЖАЛИ / Новая газета — 2001-04-09
  80. Заложник РТР / Московский комсомолец — 2000-10-28
  81. Владимир Кара-Мурза: Новые унижения украинского народа / Собеседник — 2015-01-24
  82. ОКОПНАЯ ПРАВДА "ВЕСТЕЙ" / Московский комсомолец — 2000-11-02
  83. Журналисты уходят с НТВ на РТР / Lenta.ru — 2000-05-24
  84. Профессионалы с государственным лицом / Труд — 2000-09-22
  85. ВЕЛИКАЯ СТРАНА НЕ МОЖЕТ ТЕРПЕТЬ СЕРОСТЬ ВЛАСТИ / Новая Газета — 2003-08-14 — 2013-08-03
  86. Блёстки рыбьего жира — 2000-12-25 / Новая газета, № 94 — Общество — 2017-06-02
  87. Кому на TV жить хорошо?  — Аргументы и факты
  88. Могущество "Вестей" прирастать будет НТВ и ОРТ / Наша газета — 2000-08-18
  89. А некоторые журналисты вернулись. За своими портретами. Всю минувшую субботу наш корреспондент Елизавета Тренева провела в офисе телекомпании НТВ / Российская газета — 2001-04-17
  90. Кремль ведёт войну нервов / The Washington Post — 2001-01-29
  91. Журнал Теле-Спутник
  92. С дядей Мишей у телевизора. Ряды редеют / Час — 2000-07-21
  93. Друг государства / Итоги — 2001-12-04
  94. В команде Добродеева — пополнение / Труд — 2000-05-26
  95. На РТР пришли новые добродеевские / Коммерсантъ — 2000-05-24
  96. НА РТР - БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ / Труд — 2000-04-14
  97. Ночь Тарковского. Государственная программа развития идиотизма в России / Московский комсомолец — 2002-04-12
  98. КАКИХ КОНЕЙ МЕНЯЮТ НА ПЕРЕПРАВЕ - Общество - Новая Газета — 2001-05-14 / «Новая газета» — Общество — № 32 — 2013-09-15
  99. ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ? / Труд — 2001-08-30
  100. РТР - канал общего назначения / Независимая газета — 2001-09-22
  101. СРЕДА № 10 (25) Октябрь, 2000 | РТР: РЕЙТИНГ НА КРОВИ
  102. Когда публицистика неуместна / Российская газета — 2000-08-25
  103. Аркадий МАМОНТОВ, специальный корреспондент РТР / Новая газета — 2000-08-28
  104. Аркадий Мамонтов предъявил «Чек на тот свет» | Прочтение — 2013-07-06 — 2013-07-07
  105. СМИ о Церкви: проблема доверия (Телепрограмма, 20.11.04) (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" — 2004-11-20 — 2013-07-07
  106. Как второй канал стал единственным аккредитованным на «Курск» / Коммерсантъ — 2000-08-19
  107. Владимир Кара-Мурза: Все забыли, как раньше врали журналисты / Собеседник — 2015-08-18
  108. БЕЗ ТВ: Все центральные каналы российского телевидения прекратили вещание — 2000-08-27 / Lenta.ru — 2013-03-27
  109. В Москве началось совместное вещание ОРТ и РТР — 30 августа 2000 / NEWSru — 2013-02-24 — 2013-02-26
  110. Человек, освободивший Хрюшу / Русские новости — 2009-10-29
  111. Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ХЛОПНУТЬ ДВЕРЬЮ / Новая газета — 2000-11-09
  112. РТР для эстонских русских — Маанди — Вероника. — 2001-03-07 / МЭ Среда — Ракурс — 2017-08-07
  113. РТР-Eesti затевает новый проект — Деменков — Андрей. — 2001-03-28 / Delfi — 2017-08-07
  114. Столичная штучка. С понедельника в эфире РТР появятся московские "Вести" / Время новостей — 2001-02-09
  115. Русская служба EuroNews отмечает 10-летний юбилей / NEWSru.com — 2011-09-16
  116. С сегодняшнего москвичи и жители Подмосковья могут смотреть программы телеканала Euronews — 2001-10-02 / NEWSru.com — 2013-02-25 — 2013-02-26
  117. Программа ТВ [понедельник, 24 марта ] — РОССИЯ 5.15 Канал «Евроньюс» на русском языке — 2003-03-24 / Коммерсантъ, № 49 — Подробно — 12 — 2017-09-04
  118. 30.12 Воскресенье — 2007-12-30 / Государственный интернет-канал «Россия» — Телепрограммы — 2017-09-24 — 2007-12-30
  119. НОЧНАЯ ЗАБАВА — 2003-03-20 / Новая газета — Общество
  120. Вид из замочной скважины / Известия — 2001-09-14
  121. ОТ ШОКА - К НАДЕЖДЕ / Труд — 2001-09-20
  122. "И это все о США"... / Независимая газета — 2001-09-29
  123. РТР хватит своих новостей. Руководство телеканала представило новую сетку вещания / Время новостей — 2001-09-11
  124. Сванидзе не выбирает из тарелки самое вкусное / Независимая газета — 2004-02-13
  125. XXXXXXXX — Общество — Новая Газета 24 декабря 2001
  126. Радуга съёжилась до триколора / Новая газета — 2001-10-15
  127. Новости NEWSru.com:: 10 сентября состоится презентация нового сезона телеканала РТР
  128. Кадровая революция РТР // Известия
  129. БЕЗВРЕМЕННАЯ КОНЧИНА ТЕЛЕПУЗИКОВ // Новая Газета
  130. Страна блатного экстрима — Архив публикаций МК
  131. Все мы родом из армии / Красная звезда — 2002-02-14
  132. В июле в эфире РТР появится новая программа "Вести-Дежурная часть" / РИА Новости — 2002-06-27
  133. Аркадий Мамонтов: «Иногда приходится нарушать закон» — 2002-08-06 / Газета «Известия» — Культура — 2014-01-05
  134. Эрнест Мацкявичюс: «На ТВ-6 я начал сходить с ума» — 2002-03-13 / Комсомольская правда — 2013-06-08
  135. Главный редактор «Вестей» ушел с должности — 3 июня 2002 / NEWSru — 2013-02-13 — 2013-02-15
  136. "Санта-Барбара" смывается незаметно. Мыльная опера исчезнет с российских экранов — 2002-04-17 / Коммерсантъ
  137. РТР покажет Западной Европе наши «Вести» «Городок» и сериалы, но без рекламы — 30 июня 2002 / Lenta.ru — 2010-08-17
  138. РТР поменяет название на телеканал "Россия" — 2013-03-27 — 2013-04-07
  139. Многоканальные новости — 2002-08-22 / Московский комсомолец — 2013-06-08
  140. АВТОПОРТРЕТ. "Я Хрюша. Я лысый" / Коммерсантъ-Власть — 2002-09-23
  141. Что круче: «Первый канал» или «Россия»? — Публикации — Первый канал
  142. Осенний телемарафон Коммерсантъ, 30.08.2002
  143. Люди в чёрном III - Журнал «МК-Бульвар» - МК / МК, МК-Бульвар — 2002-09-02 — 2013-08-17
  144. Аркадий МАМОНТОВ: Защитим детей от взрослых / Новая газета — 2003-06-02
  145. Тележурналист Аркадий Мамонтов: Я рассказал, как против нас шпионит Запад. А меня назвали душителем свободы // Комсомольская правда, 27 января 2006
  146. Аркадий Мамонтов: Я не боюсь… / Российская газета — 2003-11-12
  147. Камень в RU. О стилистических разногласиях с этой «Россией» / Новая газета — 2007-10-04
  148. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО СЕЗОНА - Общество - Новая Газета — 2002-10-24 / «Новая газета» — Общество — 2013-12-01
  149. Бандит-продакшн. На смерть «Бригады». Какими они хотели бы себя видеть / Новая газета — 2002-10-21
  150. «БАНДИТ-ПРОДАКШН». ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА — 2002-11-04 / Новая газета
  151. Тележурналисты ТВС: Мы выбираем, нас выбирают... / Российская газета — 2003-07-10
  152. Охота на миллионера / Известия — 2003-08-31
  153. Скончалась Елена Курляндцева / Полит.ру — 2005-05-26
  154. Телевидение готовится к лету / Дни.ру — 2003-04-30
  155. Евгений Ревенко надолго "исчезнет" с экранов / Российская газета — 2003-07-24
  156. Ревенко простили старые обиды? / Собеседник — 2008-09-23
  157. Сергей БРИЛЕВ: «Человек может слушать 40 секунд» — Известия
  158. Евгений РЕВЕНКО: «Мне в жизни эфира хватило» — Известия
  159. Виталий ВУЛЬФ: «Я всегда делаю только то, что хочу» / Аргументы и факты — 2005-05-23
  160. Рассаживайтесь поудобнее в карете прошлого / Известия — 2003-10-13
  161. Владимир Молчанов: "Нужно меньше смотреть телевизор". Впервые мы увидели его на ТВ в 87-м. И полюбили навсегда / Московский комсомолец — 2004-12-23
  162. Поглядим на дорогу / Независимая газета — 2007-10-12
  163. "Идиот" и Набутов / Известия — 2003-06-02
  164. Идет бычок, качается / Известия — 2006-02-03
  165. Бодался "Телёнок" с Солженицыным / Известия — 2006-01-20
  166. "Завещание Ленина" на канале "Россия". Жизнь и судьба Варлама Шаламова / Независимая газета — 2007-12-28
  167. Антон Златопольский: "В силу статуса наш канал всегда будет более консервативным" / Известия — 2005-07-26
  168. «Штрафбат» победил конкурентов Известия (10 ноября 2004)
  169. Одни и те же лица / Независимая газета — 2004-10-08
  170. "Ликвидация" на канале "Россия" / Независимая газета — 2007-12-28
  171. "Ликвидация" шагает по эфиру / Коммерсантъ — 2007-12-12
  172. Итоги выборов подверглись "Ликвидации". Москвичи оттянулись от телеполитики / Коммерсантъ — 2007-12-04
  173. Масляков выжил Петросяна с "Первого канала" / Известия — 2004-02-16
  174. Евгения Петросяна подставляют Первый канал и КВНщики / Pravda.ru — 2005-10-18
  175. Быстрицкий назначен руководителем программы "Вести" / Вести.ру — 2004-07-15
  176. Ъ-Газета — Телелидеры
  177. Мои персональные десять лет без ТВ… / Новая газета — 2015-04-04
  178. Елена Масюк: «Как я не съела собаку» / Московский комсомолец — 2005-04-14
  179. Много шоу из ничего / Независимая газета — 2005-06-10
  180. Президент не втиснулся — Сергей Варшавчик / «Независимая газета» — 2005-04-26 — 2018-06-21 — 2014-05-02
  181. Дмитрий Дибров готов на все, чтобы вернуться в эфир / Известия — 2005-03-11
  182. Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной / Коммерсантъ — 2005-10-05
  183. Дмитрий Дибров: «Когда берешь в жены девочку моложе, какое это упоение!» / Труд — 2008-08-01
  184. Дмитрий Дибров: «Телевизионщик должен быть миссионером». «Мы же ненавидим наше тело, не можем смотреть свои видеозаписи или слышать свой голос на пленке. Потому что иначе себя представляем» / Взгляд — 2006-12-11
  185. Пригласили няню танцевать / Известия — 2006-01-16
  186. Новая тенденция - сереалити ТВ / Лениздат.ру — 2005-08-02
  187. Ъ-Газета — Кнопочная дисциплина
  188. Рейтинг делают нам вновь страх, кошмары, ужас, кровь / Комсомольская правда — 2008-04-03
  189. Они делают новости ВГТРК / Газета.ру — 2006-06-23
  190. Программу «Вести» будут представлять пары ведущих, как на НТВ — 11 мая 2006 / NEWSru — 2013-02-13 — 2013-02-15
  191. Сергей Брилев остается на РТР вести политическое шоу. Сергей Брилёв вернется на «вторую кнопку» с новым проектом — Сусанна Альперина / Российская газета — 2007-03-02
  192. Брилёв не знает, кто заменит его в «Вестях недели» / «Новая газета» — 2007-02-14
  193. Возвращение с понижением / Собеседник — 2008-07-15
  194. ЧЕРТОВЩИНА С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ / Труд — 2007-01-27
  195. Об умных программах и беге в мешках / Время новостей — 2007-03-07
  196. Ъ-Газета — на экранах
  197. Детей жалко / Журналист — 2008-05-01
  198. Нынешние не то, что давешние / Время новостей — 2007-11-01
  199. Арина Бородина. Александр Любимов стал топ-менеджером ВГТРК . — Коммерсантъ, 26.12.2007. — № 239 (3815)
  200. Бурный месяц июль / Независимая газета — 2008-07-25
  201. Исторический проект телеканала «Россия» шокировал историков — 12 мая 2008 / Lenta.ru — 2010-08-13 — 2012-03-13
  202. Люди ждут новых слов / Коммерсантъ — 2008-07-02 — 2013-06-08
  203. ТВ волну от Камчатки до Ходынки погонит канал «Россия»
  204. Евробилан всех порвёт / Газета.ру — 2008-05-27
  205. Генеральный продюсер телеканала «Россия» Сергей Шумаков: «Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас — необъятное» — Елена Ямпольская. / Газета «Известия» — 2008-07-16 — 2013-12-06 — Культура
  206. Дима Билан обставил хоккейную сборную // Ъ-Газета — 2013-03-27 — 2013-04-04
  207. Телеканал «Фартовый» / Известия — 2008-05-23 — 2013-06-17
  208. С 1 июля вместо телеканала «Россия» в Беларуси начал вещать канал «РТР-Беларусь»
  209. Не в анналы — так в аналитики - Политика - Новая Газета — 2008-09-18 / Новая Газета — № 69 — 2008-09-18
  210. Lenta.ru: Масс-медиа: Евгений Ревенко вернётся в «Вести недели»
  211. Государственное телевидение расширяет политический эфир. В соответствии с пожеланиями телезрителей / Коммерсантъ — 2008-09-03
  212. Главный символ госканала. Телелидеры / Коммерсантъ — 2008-10-08
  213. В таком же направлении будем двигаться дальше? / Время новостей — 2008-10-31
  214. Ъ-Газета — Дмитрий Киселев стал топ-менеджером ВГТРК
  215. Сезон начался – что на новенького? / Независимая газета — 2008-09-05
  216. «Тарас Бульба» вышел на экран. Фото
  217. «Тарас Бульба» вышел на экран. Фото
  218. Человек из телевизора / Эхо Москвы — 2011-05-28
  219. Очевидный невероятный. Не стало Сергея Капицы / Московский комсомолец — 2012-08-14
  220. Владимир Соловьев перейдет на канал "Россия 1" / Lenta.ru — 2010-08-12
  221. Доктор Агапкин против Геннадия Малахова / Комсомольская правда — 2010-08-12
  222. "Девчата" нашего времени: Собчак, Голуб, Митрофанова и Ларсен / Вести.ру — 2010-04-22
  223. Отвязались / Литературная газета — 2010-09-09
  224. "Прямой эфир" выходит в записи. Телелидеры \\ 11-17 апреля / Коммерсантъ — 2011-04-20
  225. На круги своя?.. / Российская газета — 2010-08-16
  226. Тележурналист Любимов подтвердил, что вступил в "Правое дело" / РИА Новости — 2011-08-12
  227. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ 2012 / Телескоп — 2012-01-01
  228. ВЕДОМОСТИ — Евгений Ревенко и Дмитрий Киселев поменялись должностями
  229. Труд: От «А» до «Ю». Главные премьеры нового телесезона
  230. Дирекцию информационных программ «России 1» возглавит Евгений Ревенко — Российская газета — Дирекцию информационных программ «России 1» возглавит Евгений Ревенко
  231. Во что Аркадий Мамонтов превратил ток-шоу "Специальный корреспондент"? / Собеседник — 2012-05-25
  232. Владимир Соловьев открывает новый политический сезон / Вести.ру — 2012-09-05
  233. На что Юрий Стоянов променяет «Городок»?
  234. Ток-шоу "Прямой эфир" сменило лицо / Вести.ру — 2013-04-30
  235. Борис Корчевников, «Прямой эфир»: «Комплименты говорю только жене» / Вокруг ТВ — 2014-09-10
  236. Сюрпризы нового сезона на канале "Россия 1" / Вести.ру — 2013-08-21
  237. Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“ / slon.ru — 2014-04-21
  238. Украина — это Россия! Теленеделя с Александром Мельманом / Московский комсомолец — 2014-01-30
  239. Ударенные Майданом. Теленеделя с Александром Мельманом / Московский комсомолец — 2014-02-27
  240. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды — Бородина — Арина. — 2014-07-03 / Forbes — Мнения — 2017-06-02
  241. Владимир Кара-Мурза: Пока идёт Олимпиада, Путину надо сохранить видимость демократии, и "Дождь" не отключат / Собеседник — 2014-02-04
  242. Не так страшен Дмитрий Киселёв, как его клоны / Собеседник — 2014-11-04
  243. Человек из телевизора. Политика для домохозяек — абсолютное ноу-хау Первого канала / Эхо Москвы — 2014-09-20
  244. «Военная программа» А. Сладкова. Эфир от 19.09.2015 / Россия-1 — Это последний выпуск «Военной программы Александра Сладкова». Мы, творческий коллектив программы, благодарим своих постоянных зрителей за многолетнее внимание и дружеское отношение к нашей передаче
  245. Возвращение блудного сына. Шоу «МаксимМаксим» поражает архаичностью формы и содержания / Новая газета — 2016-06-03
  246. Спортивная редакция ВГТРК перестанет существовать 30 сентября — 2015-09-25 / Информационный портал «Лениздат.ру» — Медиановости / ТВ — 2015-11-21
  247. Каким будет Евро на «России» / Советский спорт — 2016-06-06
  248. Валерий Комиссаров: Возвращаю "великого маленького человека" / Собеседник — 2015-12-03
  249. Итоги ТВ-года-2015. Теленеделя с Александром Мельманом / Московский комсомолец — 2015-12-24
  250. «Вести – Москва» теперь сопровождают бегущей строкой / Глухих.нет — 2016-10-16
  251. Человек из телевизора / Эхо Москвы — 2016-09-10
  252. Детская неожиданность. Теленеделя с Александром Мельманом / Московский комсомолец — 2016-11-19
  253. Владимир Кара-Мурза-ст.: Ходят по кругу и "Точь-в-точь", и "Минута славы" / Собеседник — 2016-10-19
  254. «Пошпионив» у Галкина, Александр Пушной вернулся в телевизор / Комсомольская правда — 2017-03-31
  255. "Первый" уже второй: на домашних пультах многие перепрограммируют кнопки? / РИА Новости — 2017-01-12
  256. «Вести Сочи» переходят на новый стандарт вещания — 2017-01-15 / ГТРК «Кубань» — Новости — 2017-01-15
  257. Андрей Малахов сообщил о переходе на канал «Россия-1» — 2017-08-21 / ТАСС — Общество — 2017-08-22
  258. На Первом канале уже нашли замену Тимуру Кизякову — 2017-08-16 / 7 дней — Развлечения — 2017-08-22
  259. Эффект Дудя. Что все они скажут Путину, оказавшись перед ним? / Новая газета — 2017-10-04
  260. ДУЭТ РТР И ОРТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕСИНА — 2000-09-04 / Новая газета — 2013-03-27 — 2013-04-07 — yes
  261. Россия HD — 2012-09-13 / Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — Перечень наименований зарегистрированных СМИ
  262. Канал «Россия HD» — на «Континент ТВ» и «Телекарте»! | Континент ТВ
  263. Телеканал «Россия HD» начал вещание
  264. Все материалы:: Минкомсвязь России — 2013-04-29 — 2013-04-30
  265. РТР Медиа - РОССИЯ 1 — 2013-04-29 — 2013-04-30
  266. Телеканал «Россия-РТР» — 2013-04-29 — 2013-04-30
  267. Секунда в секунду: "цифра" помогла решить проблему 11 часовых поясов — 2017-12-25
  268. Сергей Урсуляк: Роман «Тихий Дон» поразительно актуален и адекватен нашему времени — Крюкова — Антонина. — 2015-11-13 / Независимая газета — Антракт — 2015-11-27
  269. Опубликован первый постер фильма «Экипаж» — Харюнин — Георгий. — 2015-03-31 / Сайт «Фильм Про» (Filmpro.ru) — Журнал — 2015-09-21
  270. На кинофестивале в Сочи. Борьба самолюбий затихает только в буфете / Коммерсантъ — 1996-06-06
  271. Утверждено новое руководство РТР / Известия — 2002-04-16
  272. Александр Акопов, главный редактор РТР — ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» — 1997-12-24 — 2013-08-15 — ru
  273. Ушёл из жизни бывший главред "Ленсмены" Сергей Подгорбунский / Forbes — 2014-02-09
  274. Реформы на ВГТРК. Российский канал больше не хочет быть вторым / Коммерсантъ — 1996-09-18
  275. Гендиректор РТР Александр Акопов подал в отставку — 20 февраля 2002 / NEWSru — 2013-02-24 — 2013-02-26
  276. Гендиректором РТР стал Антон Златопольский / Коммерсантъ — 2002-04-16
  277. "Мы с Добродеевым в одной лодке". Первое интервью нового гендиректора РТР / Коммерсантъ — 2002-04-17
  278. Павел Корчагин. Краткая биография / Вести.ру — 2002-04-19
  279. «Сериалов на ОТР не будет. Их пока не на что снимать» / Известия — 2012-10-18
  280. НОВОСТИ ВГТРК / Новый взгляд — 1996-05-29
  281. "Россия" перестраивается / Итоги — 2002-04-22
  282. Руководитель «Кукол» Василий Григорьев назначен главным продюсером телеканала «Россия» — 18 марта 2003 / NEWSru — 2013-02-24 — 2013-02-26
  283. Шумаков Сергей Леонидович / Общероссийский государственный телеканал «Культура» — 2013-08-10 — Лица — Руководство телеканала — 2013-08-17
  284. Медников Дмитрий Юрьевич / База данных «Лабиринт» — демо-версия — 2013-06-05 — 2013-06-12
  285. Не просто спорт: «Танковый биатлон» станет ещё зрелищнее — Алексеев — Михаил. — 2015-07-23 / Russia.tv — Новости — 2015-07-26
  286. Смирнов Андрей Вадимович / ProfiCinema
  287. РТР укрепили сеткой и мылом. У Александра Акопова — два новых заместителя / Коммерсантъ — 2001-11-19
  288. КУЧЕРЕНКО Евгений Святославович / Лабиринт — 2008-03-10
  289. Участниками акции "ЯРоссия" в Калининграде стали свыше 700 человек / Vesti.ru — 2016-07-11
  290. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Реклама и ТВ»
  291. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Жизнь»
  292. Об Александре Петрунине — «Он был как взрыв!» | Colta.ru
  293. Официальный сайт Александра Салоида
  294. ЛИЛЛЕВЯЛИ Марина Николаевна / Лабиринт — 2004-11-20
  295. Службу новостей телеканала «Рен-ТВ» возглавил гендиректор государственного «Радио России» / Информационное агентство NEWSru.com — 2007-04-11 — 2014-02-15
  296. В журнале The New Times идёт редакторская правка — Таратута — Юлия — 2007-08-01 / Газета «Коммерсантъ», № 135 — Подробно — 5 — 2014-02-15
  297. У «Вестей» новый руководитель — Мила Кузина. / «Известия» — 2004-07-16 — 2013-08-14 — Культура — 2013-08-17
  298. Главный редактор «Вестей» смещён c должности / Lenta.ru — 2002-06-03 — 2014-02-15
  299. Владимир Кулистиков. Биография / «РИА Новости» — 2012-05-20 — 2013-08-14 — Справки — 2013-08-17
  300. Участники встречи с руководством и членами коллектива Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) / Президент Российской Федерации, официальный сайт — 2006-05-13 — 2013-08-14 — 2013-08-17
  301. Евгений Ревенко возглавит дирекцию информационных программ «России-1» / Lenta.ru — 2012-10-25 — 2013-08-14 — 2013-08-17
  302. Сестры Толмачевы решили штурмовать «Евровидение» песней Филиппа Киркорова. День рождения поп-короля пал жертвой евродолга / Московский комсомолец — 2014-03-18
  303. На детское "Евровидение" от России поедет москвичка Валерия Енгалычева. 13-летняя девочка серьезно рассчитывает на победу / Комсомольская правда — 2012-06-03
  304. РТР хочет, чтобы все позабыли "Старые песни о главном" / Коммерсантъ — 1997-12-03
  305. СМИ: Задорнов + Пугачева / Утро.ру — 2004-07-20
  306. Игорь Николаев женится в отместку Наташе Королевой? / Комсомольская правда — 2003-08-28
  307. "Фактор "А" сказал "Б" / Вести-Москва — 2012-02-02
  308. Фестиваль «Юморина» выдаст в Сочи рекордный объем шуток / Вести-Сочи — 2015-09-17
  309. Леонтьев не любит съемки сзади, а куры боятся Долину. О тайнах и курьезах закулисья телевизионных концертов нам рассказывает главный режиссер отдела спецпроектов Российского телевидения Хуан Ларра / Комсомольская правда — 2001-03-26
  310. Десять секретов "Голубого огонька" / Vesti.ru — 2008-12-26
  311. Отставки и назначения за неделю (версия E-xecutive). 11 марта 2011 года / Executive — 2011-03-11
  312. Второй канал опять меняет лицо / Коммерсантъ — 1998-08-21
  313. Телевизионные кадры / Время новостей — 2001-11-20
  314. Всё о современных российских сериалах. Часть 2 / SNC — 2017-05-03
  315. Режиссер-документалист Виталий Манский / Радио Свобода — 2005-08-07
  316. Работа с документами / Российская газета — 2008-06-05
  317. СОЛОВЬЕВ Владимир Геннадьевич / Лабиринт
  318. Союз кинематографистов России провел Всероссийское совещание по развитию документального кино и возрождению кинолетописи страны / Министерство культуры Республики Бурятия — 2018-01-17
  319. В рамках 40-го ММКФ пройдет Московский питчинг дебютантов / Союз кинематографистов России — 2018-04-10
  320. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ПОЧЕМУ АНДРЕЯ МАЛАХОВА ЗАМЕНИЛИ НА ЕЛЕНУ ПРОКЛОВУ, ИЛИ ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ «ПРИНЦИПА ДОМИНО» / МК-Бульвар — 2006-05-29
  321. Би-би-си заинтересована в российском рынке СМИ / РИА Новости — 2008-02-27
  322. Александр Любимов бросил "Взгляд" вперед. И теперь с помощью экстрасенса Ури Геллера пытается повлиять на Олимпиаду / Российская газета — 2008-08-01
  323. Осенью на федеральных каналах вышло более 350 премьер / Variety — 2013-02-15
  324. Программа "Мусульмане" - первое пятилетие / Совет муфтиев России — 2007-02-12
  325. От молодого Штирлица до страдающего Мессинга / Известия — 2009-09-01
  326. Виктор Матизен — Сергей Урсуляк. Выяснять отношения с социализмом / Искусство кино — 2012-12-12
  327. «Существуют два хороших человека: один перед телевизором, другой – в телевизоре» / Cinemotion — 2010-09-09
  328. Игорь Щёголев вручил государственные награды представителям российских СМИ и работникам отрасли / Минкомсвязь России — 2011-11-03
  329. Третий - лишний. На канале "Россия 1" в новой программе "Исторический процесс" убрали судью / Российская газета — 2011-08-11
  330. Николай Басков соединит сердца на «России 1». ВГТРК запускает в эфир телесвата по следам телесвахи Первого канала / Известия — 2012-02-28
  331. Рамзан Кадыров ищет помощника через телевизор / Комсомольская правда — 2016-07-06
  332. Продюсер «России 1»: Для «Прямого эфира» наступает новая история / Лениздат — 2013-05-04
  333. Продюсер «Прямого эфира» не выдержала ухода Бориса Корчевникова с поста ведущего / Teleprogramma.pro — 2017-04-26
  334. Озвучена причина ухода Малахова с Первого канала: слишком много политики / Московский комсомолец — 2017-08-03
  335. ТЕЛЕПУЗИКИ / МК-Бульвар — 2002-11-25
  336. Валерий Тодоровский: "Сериал не может быть элитарным, но он должен быть качественным" / Film.ru — 2001-08-07
  337. «Мастер и Маргарита» и другие сериалы телеканала «Россия» / Эхо Москвы — 2005-12-18
  338. ВСЕ О КИНО / Труд — 2001-10-11
  339. ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ: Я НЕ ВЛАСТЕН НАД "СТРАНОЙ ГЛУХИХ" / Труд — 2001-08-09
  340. Снимают все / Коммерсантъ Business Guide (Киноиндустрия) — 2007-06-06
  341. Ъ-Газета - «Он навсегда войдет в историю телевидения» — 2013-03-29 — 2013-04-05
  342. Телекомментатор Геннадий Орлов: «Почему вас так беспокоят иностранные фамилии?» / Спорт день за днём — 2012-07-06
  343. Неизвестный герой — 2013-03-31 — 2013-04-05
  344. Дмитрий Анисимов: "ВГТРК не планирует показывать НХЛ" / Советский спорт — 2013-08-16
  345. Александр Тащин: "ВГТРК не собирается транслировать РФПЛ" / Советский спорт — 2014-07-18
  346. Дмитрий Губерниев возглавил «российский» спорт
  347. Пятая колонка: зачем нагнетать или как российские каналы молчали про Кемерово / Настоящее время — 2018-03-26
  348. Беслан: вопросы без ответа / Радио Свобода — 2015-09-01
  349. Чего испугалось российское телевидение. Расшифровка окончания фильма, не попавшего в эфир канала «Россия» / Новая газета — 2007-04-18
  350. Туркменский МИД уличил российское ТВ в непрофессионализме. // lenta.ru (25 июня 2013 года)
  351. Российский новостной канал дезинформировал аудиторию
  352. Евгений Поддубный: «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов». // vesti.ru (23 июня 2013 года)
  353. Спецслужбы Туркменистана открещиваются от «сирийского террориста», но активно разыскивают его подельников // fergananews.com (25 июня 2013 года)
  354. Кремлёвские СМИ опять попались на лжи // Росбалт
  355. «Россия-1» увидела развратную Норвегию в фейковом ролике с порноплакатами игры Team Fortress 2 «Tjournal», 30.11.2014
  356. Зеленский М. Канал «Россия 1» использовал фейковое видео как пример гей-пропаганды среди детей в США // Slon.ru, 30.11.2014.
  357. Политзаказ выше здравого смысла — Владимир Кара-Мурза-ст. / Собеседник — 2015-06-12
  358. Словакия раскритиковала показанный на российском телевидении фильм о Пражской весне // NEWSru.com, 01.06.2015.
  359. ВГТРК отвергла претензии Чехии и Словакии к фильму «Варшавский договор» // РБК, 02.06.2015.
  360. «Это проблема Европы, а не России»: ВГТРК ответила Чехии и Словакии на критику российского фильма о Пражской весне // NEWSru.com, 02.06.2015.
  361. ВГТРК показала фильм о Навальном с «прослушкой» его телефонного разговора // РБК, 13.04.2016.
  362. Елена Мухаметшина. Разоблачительный фильм о Навальном — это реакция на панамское досье, уверены эксперты // Ведомости, № 4053, 12.04.2016.
  363. Галя Скляревская. Росспропаганда начала наступление на Латвию // «Детектор медиа», 14.04.2016.
  364. Фильм российского ТВ о Навальном: 4 причины сомневаться // «Настоящее время», 11.04.2016
  365. Навальный сотрудничает с разведкой. Что в этом странного? // «Meduza», 11.04.2016.
  366. «Вести недели» и «Время» получили ТЭФИ. Вспоминаем 5 главных фейков в исполнении сегодняшних лауреатов / The Insider — 2017-10-03
  367. Навальный подал в суд на Киселева за сюжет «Вестей недели». Политик намерен защищать свои честь и достоинство / Московский комсомолец — 2016-04-11
  368. Настя Берёзина, Елизавета Антонова. Навальный попросил ФСБ проверить «секретные документы» из сюжета ВГТРК
  369. Ким Чен Ыну в программе Киселева "пририсовали" улыбку / Радио Свобода — 2018-06-04
  370. «Россия 1» пририсовала улыбку Ким Чен Ыну / Meduza — 2018-06-04
  371. Киселев объяснил появление улыбки на лице Ким Чен Ына / Lenta.ru — 2018-06-04
  372. Пикалев А. «Плесень» — кушать подано! // сайт РАЦИРС
  373. Украинское вече — Дмитрий Киселёв — 2013-12-08 / «Вести недели». Выпуск от 08.12.2013 — Евромайдан: по стопам «цветных» революций — 2013-12-20
  374. Дмитрий Киселёв наврал россиянам, что разгон Евромайдана был после штурма Банковой — 2013-12-09 / Информационное агентство УНИАН — Последние новости — 2013-12-20
  375. В России признали программу Киселёва о разгоне украинского Евромайдана «прямой дезинформацией» // Обозреватель
  376. Коллегия по жалобам на прессу уличила Дмитрия Киселёва в пропаганде — 2014-02-25 / Lenta.ru — 2014-02-25
  377. Перестрелка в Симферополе 1 марта 2014
  378. Блогеры разоблачают ложь «Вестей»: «бандеровцы» вооружены новейшим российским оружием — 2014-03-02 / Наша Ніва — 2014-03-02 — 2014-03-02
  379. Российские телеканалы уличили в искажении информации о событиях на Украине — 2014-04-11 / Эхо Москвы — 2014-12-18
  380. Два лица Петхова из Николаева: версии российского ТВ — 2014-04-11 / Русская служба Би-би-си — 2014-12-18
  381. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды — Бородина А. — 2014-07-03 — Блог Снимок экрана / Forbes — 2014-12-18
  382. Елена Серветтаз. «Непрофессионально и неубедительно» — Арина Бородина о «французском» сюжете ВГТРК «RFI», 24.05.2016
  383. Владимир Кара-Мурза: Изгнание Радзинского и страх за путинский режим / Собеседник — 2014-05-28
  384. «Россия 1» выдала видео с Северного Кавказа за съёмки «жертв» Нацгвардии Украины
  385. Дмитрий Киселев назвал «случайностью» кадры с Северного Кавказа в сюжете «России 1» про Украину
  386. «Россия 1» объяснила видео с Северного Кавказа в сюжете про Украину «издержками интернета» — Александров — Даниил. — 2014-05-20 / Сайт «Slon.ru» — Быстрый Слон — 2014-05-20
  387. Фейковий український «дипломат» у програмі «Вести недели» з Кисельовим
  388. Как российское ТВ обманывает зрителя про Украину // «BBC Украина», 23.04.2015.
  389. Литва придумала, как ограничить вещание российских каналов / Федеральное агентство новостей — 2017-08-18

Дополнительная литература

  • Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991 — М. : Эксмо, 2009 — ISBN 978-5-699-33296-0 — 528
  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008 — М. : Эксмо, 2009 — ISBN 978-5-699-33297-7 — 592
  • — http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/television-in-russia/main/custom/0/01/file.pdf Телевидение в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общей редакцией Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца — М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016 — 95 — 978-5-904427-49-8

Ссылки

Российские федеральные телеканалы
Цифровой пакет{{Navbox subgroups
Остальные каналы
Средства массовой информации европейских стран социалистического лагеря

I am not robot