Репортёры без границ

Статья на основе материалов из Википедии

Репортёры без границ (РБГ) (фр. Reporters sans frontières; RSF) — влиятельная международная неправительственная организация. Миссия организации, заявленная на её сайте: «Защита свободы прессы, журналистов и сетян во всём мире»[6]. Девиз организации: «Без свободной прессы ни об одной борьбе никогда не узнают»[7] . Организация борется против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. При этом организация опирается на параграф 19 Всеобщей декларации прав человека. Организация была основана в 1985 году в Монпелье[8], её центральный офис базируется в Париже.

Финансирование

Согласно финансовым отчётам организации за 2011 год[9], её доходы составили более €4 000 000, 37,2 % которых получены от продажи фотоальбомов (авторы которых бесплатно предоставляют свои авторские права и которые бесплатно распространяются через магазины и киоски, а также от продажи дополнительных товаров, таких как продажа футболок и т. п.[10].

Более 20 % финансирования приходит от частных групп, таких как Sanofi-Aventis (€400 000, 10 % бюджета[1]), Франсуа Пино, , Институт Открытое Общество Джорджа Сороса, , Benetton, (который пожертвовал €64 000 в 2002 году)[1][11]. Кроме того, проводила многие общественные кампании РбГ бесплатно (например о цензуре в Алжире[12]).

Часть финансирования (12 % бюджета в 2007 году) поступает от правительственных организаций[13]. По словам президента RSF Робера Менара, прямые пожертвования от французского правительства составляют 4,8 % бюджета организации; общая сумма правительственной помощи — 11 % бюджета (включая деньги от французского правительства, ОБСЕ, ЮНЕСКО и Международной организации франкофонии)[2]. Даниэль Жункуа, вице-президент французского отдела RSF (а также вице-президент НПО Les Amis du Monde diplomatique), утверждает, что получаемое от Национального фонда демократии финансирование, которое достигает суммы €35,000[1], не влияет на беспристрастность организации[2]. Китайский вебсайт организации получает финансовую поддержку от Тайваньского фонда за демократию[14], проправительственной организации, финансируемой министерством иностранных дел Китайской Республики[15].

Организация часто обвиняется в непрозрачности бюджета.[16].

Как сказано на сайте организации, книги, издаваемые Репортёрами без границ, продаются во французских киосках и супермаркетах Fnac, Carrefour, Casino, Monoprix и Cora, на вебсайтах alapage.com, fnac.com и amazon.fr, а также A2Presse и более чем в 300 книжных магазинах по всей Франции[17].

Журналист Салим Ламрани подсчитал, что RSF должна была продать 170 200 книг в 2004 и 188 400 в 2005 году, чтобы заработать более $2 миллионов, заявленных организацией в виде дохода[18]. В действительности продажи книг RSF составили в 2007 году $230,000[19].

Индекс свободы слова

Страны мира по индексу свободы слова, 2010 г.

«Репортеры без границ» ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

В 2004 году Россия заняла 140-е место из 167. В докладе организации за 2005 год Россия заняла в списке из 167 стран 138-е место — между Ираком и Филиппинами. Замыкает список Северная Корея, следующая за Эритреей и Туркменистаном. В докладе организации за 2006 год Россия заняла в списке из 168 стран 147-е место. В докладе за 2007 год, опубликованный 16 октября 2007, Россию поставили 144-е место между Йеменом и Тунисом.

В 2013 году Россия заняла 148-е место из 179 между Филиппинами и Сингапуром. Замыкает список Эритрея, следующая за Туркменистаном и Северной Кореей.

Методика расчёта ИСС

ИСС рассчитывается на основе ответов на специальную, обновленную в 2013 году, анкету, которую заполняют партнерские организации РБГ, активисты, корреспондентов РБГ (около 150 человек в около 150 стран мира)[20]. Анкета содержит 87 вопросов, разбитых на шесть частей: плюрализм, независимость СМИ, цензура, законодательство, прозрачность, инфраструктура[21]. Кроме того, классификация каждой страны зависит от количества смертей журналистов и интернет-активистов, заключения в тюрьму, нападений на них и т. д. при исполнении ими профессиональных обязанностей, но только в случае, если это количество понижает, а не повышает место страны в рейтинге (например, конкретных цифр по Северной Корее практически нет). Важно отметить, что, например, журналист, покалеченный в не связанной с его работой аварии, «Репортерами без границ» в базу данных не вносится.

Таблица

Барометр свободы прессы

«Репортеры без границ» ежегодно публикует «Барометр свободы прессы», в котором приводится число журналистов, вспомогательных сотрудников СМИ, сетян и гражданских журналистов, погибших или находившихся в заключении[22]. Ниже представлены некоторые данные «Барометра»:

+ Погибло журналистов, вспомогательных сотрудников СМИ и сетян (включая гражданских журналистов)

Подобные отчёты публикуются также Международной федерацией журналистов (МФЖ)[23] и Международным институтом прессы (МИП)[24], однако их данные могут отличаться от данных РБГ.

Деятельность в России

Реакция на убийство Пола Хлебникова

В отчете за 2005 год организация обратила внимание на убийство в России главного редактора журнала Forbes на русском языке Пола Хлебникова. Спустя год после убийства прокуратура закрыла расследование и заявила, что «заказал» Хлебникова чеченский полевой командир Хож-Ахмед Нухаев.[25]

Реакция на закрытие интернет-газеты «Курсив»

Организация осудила закрытие ивановской интернет-газеты «Курсив» и возбуждение уголовного дела ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» в отношении главного редактора газеты Владимира Рахманькова из-за публикации 18 мая 2006 года статьи «Путин как фаллический символ». По мнению правозащитников, сайт закрыли в результате давления со стороны местных властей, а действия провайдера свидетельствуют о том, что интернет-издания в России вынуждены работать в атмосфере страха. В заявлении организации «Репортёры без границ» указывали на то, что предъявленные журналисту обвинения безосновательны, следствие — непрозрачно, а также на тот факт, что доступ к изданию был закрыт без решения суда.

Версию провайдера о том, что издание было закрыто за долги, «Репортёры без границ» сочли не соответствующей действительности [26].

Сам Рахманьков был признан виновным по вышеуказанной статье УК 9 января 2007 года Ивановским областным судом[27].

Критика

Журналист Фолкер Бройтигам указывает на то, что организация критикует только враждебные США страны, такие как Куба, Белоруссия или Россия. В то же время режимы дружественные США, такие как, к примеру, Филиппины или Саудовская Аравия, в которых свобода слова отсутствует практически полностью, не подвергаются никакой критике со стороны этой организации. Также отсутствуют оценки по отношению к свободе слова в самих западных странах.[28]

Достоверность информации

Критики обвиняют организацию в выборочности при составлении отчётов о дискриминации журналистов. Отбор объектов исследования ориентирован на список стран-изгоев, составленный Государственным департаментом США (Иран, Сирия, Северная Корея), однако информация о деятельности правоохранительных органов против журналистов в союзных США странах (Филиппины, Саудовская Аравия) или в самих США, в отчёты не включается[29].

  • Один из выпущенных Репортёрами без границ отчётов[30] о непродлении лицензии на вещание частной телестанции RCTV со стороны венесуэльской государственной телекоммуникационной компании CONATEL встретил острую критику из-за своей нечестности, спорности и ангажированности. В анализе отчёта телеканалом teleSUR под названием «Закрепление медийной лжи через 39 подлогов» (исп. La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes) было приведено 39 недобросовестных пунктов отчёта[31].
  • Острую критику вызвало также то, что организация годами умалчивала факт похищения в Пакистане в декабре 2001 года направленного в командировку в Афганистан оператора Аль-Джазира Сами Аль-Хаи, которого жестоко пытали и поместили 13 июня 2002 в тюрьму Гуантанамо[32][33].
  • 16 журналистов, убитых во время налёта авиации НАТО на югославскую телестанцию RTS, не упоминались ни в одном из отчётов организации[34].

Основатель РБГ Робер Менар

В интервью, данном France Culture в 2007 году, при обсуждении случая похищения журналиста Дэниела Перла, президент RSF Робер Менар обсуждал этику пыток.[35] Менар сказал France Culture:

Робер Менар, секретарь РБГ в течение 20 лет, подтвердил, что они получали финансовую поддержку от Национального фонда демократии (НДФ), организации связанной с правительством США[36]. Источник подозревает НДФ во вмешательстве во внутренние дела зарубежных стран, и поэтому считает его финансирование неприемлемым для РБГ.

В 2007 году Робер Менар написал в своей книге, что ничтожная часть финансирования организации происходит от Центра за свободную Кубу (Centre for a Free Cuba (CFC) и от Национального фонда демократии,

[37].

Связи с западными спецслужбами

В статье Джона Чериана в индийском журнале левого направления Frontline утверждалось, что RSF «обладает репутацией имеющей тесные связи с западными разведывательными спецслужбами» и «Куба называла Робера Менара главой группы по связям с ЦРУ»[38]. Организация отвергла обвинения Кубы[39].

Сотрудничество с Отто Рейхом

Люси Мориллон, представитель RSF в Вашингтоне, подтвердила в интервью 29 апреля 2005 года, что организация состоит в контакте с специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии, Отто Рейхом, который уполномочен от информировать европейцев о репрессиях против журналистов на Кубе[40].

Критики RSF, такие как CounterPunch, отмечали скандальность вовлечённости Рейха в деятельность этой группы, когда Рейх возглавлял Office of Public Diplomacy администрации Рейгана в 1980-х, принимавшего участие в том, что её служащие назвали «Белая пропаганда» — тайное распространение информации для влияния на местное общественное мнение об американской поддержке военных кампаний против левых правительств Латинской Америки[5][41]. Расследование деятельности агентства, проведённое директором Счётной палаты США, установило, что под руководством Отто Рейха велась «запрещённая, тайная пропагандистская деятельность … за рамками допустимой для агентства общественной информации»[42].

В 2002 году Рейх был назначен главой контрольного совета Института кооперации безопасности Западного полушария[43], известного в прошлом как Школа Америк, описанная в 2004 году в одной из публикаций LA Weekly как «учреждение обучения пыткам»[44]. Согласно данным Amnesty International, институт выпускал для американской армии и ЦРУ руководства по ведению расследований, в которых оправдывались пытки, шантаж, избиения и казни[45].

В ответ на назначение Отто Рейха на эту должность, организация School of the Americas Watch заявила «Рейх, занятый наблюдением за соблюдением прав человека в этом учреждении, это так же смешно, как лиса, сторожащая курятник. Его назначение на эту должность показывает лицемерность этого органа…Подспудные цели как школы, так и господина Рейха — продолжение управления экономическими и политическими системами Латинской Америки путём тренировки и вооружения латиноамериканских военных»[46].

Антикубинская деятельность

RSF крайне остро критиковала положение со свободой прессы на Кубе, описывая кубинское правительство как «тоталитарное» и прямо участвуя в кампаниях против него[3]. Куба занимает одно из самых последних мест в Индексе свободы прессы 2013 года . Кампании RSF включают в себя заявления по радио и телевидению, полностраничные приложения в парижских ежедневных изданиях, постеры, распространение листовок в аэропортах, а в апреле 2003 года — захват офиса кубинского туристического агентства в Париже[47]. Парижский суд (tribunal de grande instance) обязал RSF выплатить 6000 евро дочери и наследнице Альберто Корда за несогласие с решением суда от 9 июля 2003 года о запрете использования агентством знаменитой (и защищённой авторским правом) фотографии Эрнесто Че Гевара в берете, сделанной на похоронах жертв взрыва La Coubre. RSF заявила, что фото было «заменено», чтобы не вызвать более жёсткого приговора[3][48]. На лицо Че Гевары был наложен снимок, сделанный в мае 1968 года агентом полиции по борьбе с беспорядками CRS и открытку раздавали в аэропорту Орли туристам, отбывающим рейсами на Кубу. Дочь Корда заявила газете Гранма, что «Репортёры без границ могли бы назвать себя Репортёрами без принципов»[49]. Под руководством Робера Менара RSF также ворвались в Кубинский туристический офис в Париже 4 апреля 2003 года, прервав его работу примерно на 4 часа[4][50]. 24 апреля 2003 года RSF организовала демонстрацию снаружи кубинского посольства в Париже[4].

RSF описывается как «ультра-реакционная» организация в газете Гранма, официальном органе ЦК Компартии Кубы[3]. Отношения между кубинскими властями и RSF напряжённые, особенно после ареста в 2003 году 75 кубинских диссидентов (из них 27 журналистов).

RSF отрицает, что эта кампания имеет отношение к деньгам, полученным в 2004 году от организаций кубинских эмигрантов. В 2004 году организация получила платёж в $50,000 от базирующейся в Майами группы Center for a Free Cuba, который был лично подписан специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии Отто Рейхом[5]. RSF также богато финансировалась другими институциями, недружелюбно настроенными по отношению к правительству Фиделя Кастро, включая Международный республиканский институт[51].

Гаити

В 2004 году Репортёры без границ выпустили годовой отчёт по Гаити, описывающий «атмосферу террора» и постоянных нападений, которым подвергаются критически настроенные по отношению к президенту Аристиду журналисты[52].

Американское издание CounterPunch отметило:

Американский журналист, специализирующийся в области прав человека, Кевин Пайна, который был арестован во время правления Жерара Латорту, сказал о RSF:

Венесуэла

Le Monde diplomatique критиковала позицию RSF по отношению к правительству Уго Чавеса в Венесуэле, особенно во время попытки переворота 2002 года[53]. В своё оправдание Робер Менар заявил, что RSF также осудила поддержку венесуэльской прессой попытки переворота[2]. RSF также критиковали за поддержку ложной версии событий Globovision во время землетрясения 2009 года, когда она утверждала, что Globovision «преследовалась правительством и властями.»[54]

Отказ защищать журналистов RT

В 2017 году генеральный секретарь "Репортеров без границ" Кристоф Делуар сдела ряд скандальных заявлений о "врагах журналистики". В частности

Делуар в интервью изданию Télérama сказал, что во время своей встречи с Владимиром Путиным в Версале Эммануэль Макрон "сурово обошелся с RT и Sputnik — двумя СМИ, финансируемыми Кремлем, — назвав их "органами влияния".

"А в прошлом году, после принятия резолюции Европарламента, направленной против российской пропаганды, руководитель RT — канала, который должен будет появиться во Франции к концу года, — написала мне и попросила нашу организацию их защитить, ссылаясь на статью 19 Всеобщей декларации прав человека! Мы живем в эпоху, когда враги журналистики пользуются теми принципами, которые некогда служили для того, чтобы защищать журналистику", — заявил Делуар.[55]

Создание зеркал запрещенных сайтов

12 марта 2015 года, во Всемирный день борьбы с цензурой в интернете, организация «Репортеры без границ» начала кампанию Collateral Freedom («Залог свободы»), в рамках которой были созданы зеркала девяти сайтов, запрещенные властями 11 стран (России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Китая, Кубы, Ирана, Вьетнама, ОАЭ, Бахрейна и Саудовской Аравии). Технология основана на схеме противодействия цензуре в Китае, а зеркала размещены на серверах таких интернет-гигантов, как Amazon, Microsoft и Google, в связи с чем заблокировать зеркала довольно сложно. Из запрещенных российских сайтов избран Грани.ру. Организация намерена обеспечивать работу зеркал несколько месяцев[56].

Примечания

  1. Révélations sur le financement de RSF — Marie-Christine Tabet. — 21.4.2008 / Le Figaro — 2008-04-22
  2. Daniel Junqua, Reporters sans frontières , Le Monde diplomatique, August 2007
  3. Reporters Without Borders ordered to pay 6,000 euros to Korda’s heir over use of Che photo , RSF, March 10, 2004
  4. Quand Castro disparaîtra , France 5
  5. Barahona, Diana. Reporters Without Borders Unmasked , CounterPunch, 17 May 2005.
  6. Наша миссия / Сайт организации «Репортёры без границ» — 8 декабря 2011 — 2012-02-19
  7. Sans une presse libre, aucun combat ne peut être entendu .
  8. Who we are ? — Reporters Without Borders
  9. ANNUAL ACCOUNTS 2011
  10. Бутик «Репортеров без границ»
  11. reporters sans frontières : liberté de la presse, contre la censure, information libre, défense des libertés
  12. Atteintes à la liberté de la presse en Algérie , El Watan, 11 June 2005
  13. Income and expenditure
  14. http://www.rsf-chinese.org/spip.php?article59 rsf-chinese about page, paragraph 14
  15. http://www.tfd.org.tw/english/about.php?id=en0101 TFD about page, paragraph 3
  16. Максим Вивас "Скрытое лицо «Репортеров без границ»
  17. Annual accounts 2009 / Reporters Without Borders — 6 July 2010 — 2012-02-19
  18. CounterPunch. Reporters Without Borders and Washington’s Coups
  19. https://web.archive.org/web/20080701194207/http://www.rsf.org/article.php3?id_article=27672
  20. Методология расчета Индекса свободы слова «Репортеров без границ»
  21. Опросник «Репортеров без границ»Опросник «Репортеров без границ»
  22. Журналисты, погибшие в 2013 году / Сайт организации «Репортёры без границ» — 2013-06-19 — 2013-06-19
  23. IFJ Renews Call to UN and Governments to Halt Slaughter of Journalists after 121 Killings in Bloody 2012 / Сайт МФЖ — 2013-06-19 — 2013-06-19
  24. IPI Death Watch / Сайт МИП — 2013-06-19 — 2013-06-19
  25. «Репортеры без границ»: свобода прессы в России на уровне Ирака
  26. «Репортеры без границ» осудили закрытие ивановской интернет-газеты
  27. 9 января Ивановский областной суд поставил точку в уголовном деле «Путин против Рахманькова»
  28. Reporter ohne Scham-Grenzen
  29. Volker Bräutigam: Reporter ohne Scham-Grenzen , 4. Mai 2006
  30. Reporters Without Borders Venezuela: Closure of Radio Caracas Televisión paves way for media hegemony
  31. teleSUR: La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes
  32. Voltairenet.org: Reporters without Borders remembers (lately) Sami Al Haj , 2. März 2006
  33. Salim Lamrani: Reporters without Borders Keeps silence about journalist tortured in Guantánamo , Voltairenet.org, 7. Februar 2006
  34. José Manzaneda: Reporteros sin fronteras… morales 10/02/06
  35. Jean-Noël Darde, Quand Robert Ménard, de RSF, légitime la torture , Rue 89, 26 August 2007
  36. The Reporters Without Borders Fraud — 2005-05-16
  37. Книга Робера Менара «Свободы и прочие китайскости»
  38. Trouble in Tibet Frontline Volume 25 — Issue 07, March 29 — April 11, 2008.
  39. Reporters Without Borders, 8 July 2005, Why we take so much interest in Cuba
  40. Reporters Without Borders Unmasked , CounterPunch, 17 May 2005
  41. The Return of Otto Reich , FAIR, 8 June 2001
  42. Friends of Terrorism , The Guardian, 8 February 2002
  43. The Case for closing the School of the Americas , Bill Quigley, Brigham Young University, 2005
  44. Teaching Torture , LA Weekly, 22 July 2004
  45. Amnesty International USA’s Executive Director Dr. William F. Schulz on «Ask Amnesty», Amnesty International USA.
  46. School of the Americas Watch
  47. CounterPunch Reporters Without Borders Unmasked
  48. RSF y la foto del "Che" / BBC — 2004-03-11 — Spanish
  49. Pedro de La Hoz, Ménard trasquilado — Tribunal francés prohíbe utilización espuria de imagen del Che en campaña mediática anticubana , Гранма, 11 July 2003
  50. Reporters sans frontières (2) — mobiliser médias et opinion , presentation of RWB by its delegate in Alsace, Corinne Cumerlato
  51. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières , Le Monde diplomatique, August 2002
  52. Reporters Without Borders Annual Report 2004 – Haiti — 2004 / Reporters Without Borders — 25 January 2010
  53. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières , Le Monde diplomatique, August 2002 (Portuguese translation )
  54. Axis of Logic, 27 June 2009, Reporters Without Borders' Lies about Venezuela
  55. Симоньян призвала "Репортеров без границ" распустить организацию — РИА Новости — 20170828T1525+0300Z — 2017-08-28 — ru
  56. Враги интернета — «Радио Свобода», 12.03.2015

Ссылки

Сравнительные списки стран
География, Демография
Социология
Образование
Информационные технологии
Бизнес, Экономика
Макроэкономика
Политика, Армия, Космонавтика
Экология
Премия имени Сахарова
Нельсон Мандела / Анатолий Марченко1 (1988)  • Александр Дубчек (1989)  • Аун Сан Су Чжи (1990)  • Адем Демачи (1991)  • «Матери площади Мая» (1992)  • «» (1993)  • Таслима Насрин (1994)  • Лейла Зана (1995)  • (1996)  • (1997)  • Ибрагим Ругова (1998)  • Шанана Гусман (1999)  • «» (2000)  • / Нурит Пелед-Элханан / (2001)  • (2002)  • Организация Объединённых Наций / Кофи Аннан (2003)  • Белорусская ассоциация журналистов (2004)  • «Репортёры без границ» / / «Женщины в белом» (2005)  • Александр Милинкевич (2006)  • (2007)  • Ху Цзя (2008)  • «Мемориал» / Олег Орлов / Сергей Ковалёв / Людмила Алексеева (2009)  • Гильермо Фариньяс (2010)  • Разан Зейтунех / / Асма Махфуз / Али Ферзат / Мохаммед Буазизи1 (2011)  • Джафар Панахи / Насрин Сотоудех (2012)  • Малала Юсуфзай (2013)  • Денис Муквеге (2014)  • Раиф Бадави (2015)  • Надя Мурад / Ламийя Аджи Башар (2016)  • Демократическая оппозиция Венесуэлы (2017)