Голос Америки

Статья на основе материалов из Википедии

«Го́лос Аме́рики» (англ. Voice of America, сокр. VOA) — американская международная общественная радиокомпания и входящая в неё радиостанция. Деятельность «Голоса Америки» координируется Советом управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG)[1].

Штаб-квартира в городе Вашингтоне (Соединённые Штаты Америки), вещающая на английском и 45 других языках, включая русский. Основу эфира «Голоса Америки» составляют новостные, информационные и культурные программы.

Официальный сайт русской редакции http://www.golos-ameriki.ru/.

История

Радиостанция «Голос Америки» впервые вышла в эфир 24 февраля 1942 года. «Мы будем говорить об Америке и войне, новости могут быть хорошими или плохими — мы будем сообщать вам правду», — такими словами радиостанция начала вещание. «Голос Америки» создавался в противовес геббельсовской пропагандистской машине.

Холодная война

QSL-карточка «Го́лоса Америки» (1972 год)

Русскоязычный отдел на радиостанции появился в 1947 году, с началом холодной войны в контексте того, что вещание на русском языке стало одним из приоритетов США. Сотрудниками Русской службы были преимущественно эмигранты «второй волны», в их числе известный советский разведчик, «невозвращенец» Александр Бармин.

В 1949 году начались передачи на украинском языке, в 1951 — на литовском, латышском, эстонском, грузинском, армянском, азербайджанском языках. В середине 1970-х «Голос Америки» был реорганизован — радиостанция более не являлась правительственной, и у радиожурналистов появилась возможность излагать личную точку зрения (или «позицию редакции») на происходящие в мире события.

В советские годы «Голос Америки», наряду с радиостанцией «Свобода», был одним из источников информации о событиях в СССР и мире. Советские власти подвергали глушению передачи на русском языке и других языках народов СССР. Тем не менее, люди наловчились слушать передачи, хотя это требовало большого напряжения и внимания — было сложно расслышать через постоянное глушение и помехи. Наиболее качественный приём (без глушения) был с 1970 по 1980 г.г. (период детанта \ "разрядки международной напряжённости" — как говорили в советских СМИ) и с 1985 по 1999 г.г. — с приходом «перестройки».

Пик глушения пришёлся на 1983 г., но и тогда множество людей слушало «Голос Америки». Радиостанция была столь популярна в Советском Союзе, что в Москве появилась шутка: когда кто-либо пересказывал услышанные по радио последние новости, чтобы не называть радио, часто говорили: «Мне был голос, который сказал…» — слушатели прекрасно понимали, что это был за «голос»[2].

Название «Голос Америки» в СССР быстро стало нарицательным — иностранные радиостанции, критиковавшие политику СССР и стран соц. лагеря, обобщённо назывались «вражескими голосами». Глушение прекратилось лишь с приходом «перестройки». С 1990 года по 1998 год «Голос Америки» транслировался на русском языке с 22:00 до полуночи на волнах Открытого радио. «Музыка для танцев» \"Голос Америки" — едва не единственная передача, транслировавшая на русском языке «тяжёлый рок» и другую молодёжную музыку с 1976 по 1983 г.г., была очень популярна среди советской молодёжи, школьников и студенчества. Вели её Марина Левицкая, Маша Суханова, Юрий Осмоловский и другие ведущие. Нередко после выходных студенты и школьники в СССР обсуждали новинки хард-рока, прослушав в пятницу и субботу программы рок-музыки на волнах «Голоса Америки». Советские власти пытались противостоять этим программам, печатая в советской прессе статьи под характерными названиями "В плену у «Степных Волков»" и т. п., но это никак не способствовало спаду популярности «Голоса Америки».

Также в СССР была популярна джазовая передача «Час Джаза» ("Jazz Hour"), которую вёл Уиллис Коновер. Пользовались популярностью программа о здравоохранении, которую вела доктор Ирина Кельнер, книжное обозрение Людмилы Фостер, молодёжные программы Евгения Аронова и Уильяма "Билла" Скандрича, литературные чтения, в рамках которых читали романы Василия Гроссмана, А. Солженицына, рассказы Э. А. По и многое другое.

После 1991 года

Миссией было объявлено «улучшение понимания русскими американского курса развития, политики и культуры, а также американских взглядов на Россию». Тематикой является глубокое покрытие важных для США вопросов, в которые входит распространение демократии, верховенство закона и права человека, борьба с коррупцией, терроризмом и этническими конфликтами.

В 2006 году объём вещания на Россию составлял 3 часа в сутки (из них 1 час — повтор от вчерашнего дня). Также выходит получасовая программа теленовостей на русском языке, которая транслируется на европейскую часть России при помощи спутника. Сокращены албанская, боснийская, македонская, сербская редакции, и прекращено радиовещание на языке хинди. Полностью прекращено вещание на хорватском, турецком, тайском, болгарском, греческом и грузинском языках.

Ожидалось, что в октябре 2007 года радиостанция прекратит вещание на русском языке. Коренным образом обновился русскоязычный вебсайт радиостанции. Изменения в программной сетке «Голоса Америки» объясняются сменой приоритетов — на высвободившиеся средства увеличивается объём вещания на страны Ближнего Востока. Было усилено телевизионное вещание «Голоса Америки» на персидском языке, радио «Фарда» (покрывает территорию Ирана) получило дополнительное финансирование на развитие интернет-сайта. В режим круглосуточного переведён телеканал «Альхурра», расширен репертуар «Голоса Америки» в Афганистане.

27 июля 2008 года Русская служба «Голоса Америки» прекратила радиопередачи и полностью перешла на Интернет. 9 апреля СМИ сообщили о том, что директор агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев не продлил контракт вещания «Голоса Америки» в Москве на средних волнах[3]. Данные события привели к реструктуризации персонала с ориентацией на веб-ресурсы, а также его сокращению с 44 до 23 человек. Переход в Интернет сопровождался трудностями российской специфики, так как граждане РФ не использовали такие интернациональные ресурсы как Google и Facebook, и усилия сотрудников «Голоса Америки» не привели к нахождению ниш, которые могли бы сделать работу эффективной.

Объём запрашиваемого финансирования от «Совета управляющих по вопросам вещания» в 2013 году составил 3.7 млн. долларов США .

До 2013 года[4] законы США запрещали государственным радиостанциям осуществлять вещание непосредственно для американских граждан. Целью этого запрета было оградить граждан США от пропагандистских заявлений своего собственного Правительства (Smith-Mundt Act), по другой версии данное вещание просто было нецелесообразным[5].

В апреле 2014 года Глава «Совета управляющих по вопросам вещания» (США) Джефф Шелл заявил, что «Москва избрала неверный путь и решила ограничивать свободу слова». Шел призвал Киселева и других представителей российских властей открыть российский эфир для американских программ и программ других международных СМИ[6].

«Мы просим предоставить нам равные условия: в то время как давление Москвы на медиа-пространство усиливается, российские СМИ, в том числе канал Russia Today, находящийся в ведении Киселева, пользуются открытым доступом к вещанию в США и по всему миру. Российские граждане заслуживают такой же свободы доступа к информации», — заявил Шелл.

«Настоящее Время» – совместный медиапроект «Радио Свобода/Свободная Европа» и «Голоса Америки», телеканал на русском языке.

Взаимодействие с другими организациями

«Совет управляющих по вопросам вещания» использует концепт «одна организация — много брендов», и в её рамках взаимодействие двух финансируемых США вещательных компаний «Голос Америки» Радио «Свобода» является минимальным. Советом проводятся инспекции, чтобы ресурсы не имели дублирующего контента, но вместе с тем две компании могут использовать совместно новостные бюро, агрегаторы информации, распределённые сети и другие источники.

Языки

Голос Америки на данный момент вещает на 45 языках.

Число языков вещания и количество часов вещания на каждом языке варьируются в зависимости от приоритетов правительства Соединенных Штатов и ситуации в мире. В 2001 году в соответствии с информационным бюллетенем Международного бюро по телерадиовещанию (IBB) «Голос Америки» транслировался на 53 языках, в том числе 12 по телевидению. Например, в июле 2007 «Голос Америки» добавил 30 минут ежедневного вещания по сомалийскому радио[7].

Сравнение с другими станциями вещания

Сравнение часов вещания в неделю основных радиостанций[8]
Broadcaster195019601970198019901996[9]
сша --> VOA, RFE/RL & 497 1495 1907 1901 2611 1821
китай --> 66 687 1267 1350 1515 1620
великобритания --> BBC World Service 643 589 723 719 796 1036
россия --> Радио Москвы / Голос России[10] 533 1015 1908 2094 1876 726
германия --> Deutsche Welle 0 315 779 804 848 655
египет --> / 0 301 540 546 605 604
иран --> Голос Исламской Республики Иран 12 24 155 175 400 575
индия --> All India Radio 116 157 271 389 456 500
япония --> NHK World 0 203 259 259 343 468
франция --> Radio France Internationale 198 326 200 125 379 459
нидерланды --> Radio Netherlands 127 178 335 289 323 392
израиль --> 0 91 158 210 253 365
турция --> Голос Турции 40 77 88 199 322 364
кндр --> Radio Pyongyang / 0 159 330 597 534 364
болгария --> 30 117 164 236 320 338
австралия --> 181 257 350 333 330 307
албания --> Radio Tirana 26 63 487 560 451 303
румыния --> 30 159 185 198 199 298
испания --> 68 202 251 239 403 270
португалия --> Radio e Televisao de Portugal 46 133 295 214 203 226
куба --> Radio Havana Cuba 0 0 320 424 352 203
италия --> 170 205 165 169 181 203
канада --> Radio Canada International 85 80 98 134 195 175
польша --> 131 232 334 337 292 171
юар --> / 0 63 150 183 156 159
швеция --> 28 114 140 155 167 149
венгрия --> 76 120 105 127 102 144
чехословакия --> [11] 119 196 202 255 131 131
нигерия --> 0 0 62 170 120 127
югославия --> 80 70 76 72 96 68

В культуре

  • В повести-сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» мистер Гарри Вандендаллес, превращённый Хоттабычем в шавку, чтобы прокормить себя, вынужден выступать с еженедельным двадцатиминутным лаем в радиопередаче «Голос Америки»[12].

Литература

  • Harold W. Geisel Inspection of U.S. International Broadcasting to Russia — https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf — en — Office of Inspector General: United States Department of State and the Broadcasting Board of Governors, 2013 — 9 — ISP-IB-13-50 — OIG — https://web.archive.org/web/20170721064813/https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf — 20170721

Примечания

  1. Our Networks / BBG — en-US — 2018-01-08
  2. Голосу Америки исполнилось 70 лет — Америка Сегодня — 2012-03-08
  3. «Голос Америки» прекратил радиопередачи на русском языке — VOA News — 2008-07-25 — 2018-01-08 — 2008-07-30
  4. «Голосу Америки» разрешено вещать в США — Уэйн — Ли — ГОЛОС АМЕРИКИ — 2018-01-08 — ru
  5. OnlinePressKit
  6. Закрытие Америки — Роман — Ошаров — ГОЛОС АМЕРИКИ — 2018-01-08 — ru
  7. VOA Expands Broadcasts to Somalia — 2007-07-17 — 2018-01-08 — 2007-10-13
  8. Источник: International Broadcast Audience Research, Июнь 1996
  9. 1996 figures as at June; all other years as at December.
  10. До 1991 — вещание на территории СССР
  11. До 1996 года вещание шло для Чехословакии.
  12. отрывок из Google Books

Ссылки

Совет управляющих по вопросам вещания
Персоналии
Организации
I am not robot