Аль-Джазира

Статья на основе материалов из Википедии

«Аль-Джази́ра» (араб. الجزيرة‎: аль-джазира ) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[5].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бен Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала «Al Jazeera English».

В сеть «Аль-Джазира» входят несколько каналов:

  • «Al Jazeera» — международный новостной канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera English» — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • «Al Jazeera Documentary Channel» — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • «Al Jazeera Sports» — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera Mubasher» (или «Al Jazeera Live») — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • «Al Jazeera Children’s Channel» — канал для детей (с 1 апреля 2013 канал называется «Джим», от названия буквы арабского алфавита «ج»).
  • «Baraem» — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • «Al Jazeera Balkans» — международный новостной канал на сербском языке.

Роль «Аль-Джазира» в Арабской весне

Центральный офис в Катаре

«Аль-Джазира» считается эффективным инструментом внешней политики Катара[6], который нацелен на ослабление ключевых стран региона, таких как Египет, Ливия, Сирия и Саудовская Аравия. Во время Арабской весны телеканал использовался для создания мифа о ней как о сугубо демократической революции против тираний в регионе, а также для дестабилизации светских режимов в арабском мире[7].

Как отметила в своё время американская «The New York Times», протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона[1]. Именно «Аль-Джазира» (вместе с телеканалом «Аль-Арабия») придумала и запустила механизм Арабской весны, которая меняет политический ландшафт Ближнего Востока[8].

Вклад в организацию революции 2011 года в Египте

Студия новостей

Считается, что во время египетских волнений 2011 года «Аль-Джазира» сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака[1]. Движущей силой революции стала поддерживаемая Катаром исламистская организация «Братья-мусульмане» (признана террористической некоторыми странами мира, в том числе Египтом[9] и Россией[10]). Заинтересованный в исламизации региона Катар[11] использовал Аль-Джазиру в качестве «рупора» этой организации[12].

Предоставляя эфир лидерам египетской оппозиции[1], транслируя обращения лидеров «Братьев-мусульман», призывавших жителей Египта выходить на улицы и присоединяться к противникам Хосни Мубарака, телеканал фактически выступил в качестве «организатора» уличных выступлений египетских исламистов. Очевидец событий, египетский писатель, офис которого находится на площади Тахрир, сообщает, что в самом начале волнений «Аль-Джазира» транслировала срочную новость о том, что на площади Тахрир собралось около миллиона человек. Выглянув в окно, писатель увидел, что в действительности на площади находится не более 200 человек[13]. Однако из-за преувеличенных телеканалом данных количество протестующих на площади значительно возросло уже через час.

Одним из основных обвинений в адрес телеканала при освещении революционных событий в Египте в 2011 году также является однобокость подачи информации в пользу «Братьев-мусульман»[14]. Большую часть эфирного времени телеканал уделял протестам противников действовавшего президента и практически не показывал манифестации сторонников сохранения власти. Также операторы телеканала, используя невыгодные ракурсы, искусственно уменьшали численность сторонников Хосни Мубарака[15].

Власти Египта, посчитав, что предвзятое отношение «Аль-Джазира» к президенту Мубараку и сенсационная манера подачи материала способствуют разжиганию беспорядков в стране[16], аннулировали аккредитацию журналистов телеканала и закрыли доступ Аль-Джазиры к спутнику, через которое шло вещание[17]. Однако информационная политика телекомпании достигла своей цели: в июне 2012 года представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси победил на президентских выборах.

Поддержка исламистов в Египте в 2013 году

В 2013 году в Египте нарастают недовольства населения проводимой Мурси политикой исламизации страны. В результате военного переворота к управлению страной приходят новые власти. Советник президента Египта Сукейна Фуад тогда заявила, что:

«Аль-Джазира утратила профессиональную объективность при освещении событий в Египте и занимается подстрекательством»[18].
Однако даже после смены власти и, несмотря на явное недовольство населения «Братьями-мусульманами», телеканал продолжал политику однобокой подачи информации в пользу исламистов. Несколько близких к «Аль-Джазира» источников подтвердили факт, что в эфир телеканала часто приглашали аналитиков, сочувствующих «Братьям-мусульманам»[19].

Канал продолжал исполнять роль инструмента реализации внешнеполитических целей Катара, стремящегося провести «суннизацию» арабского мира, а также ослабить ведущие страны региона путём дестабилизации их внутреннего положения.

Через два месяца после смены власти египетские исламисты в день отставки Мухаммеда Мурси вышли на улицы Каира выразить свою поддержку свергнутому президенту. «Аль-Джазира» обвинили в том, что она взяла на себя роль «координатора» уличных выступлений[20]. В то время, как телеканал транслировал угрозы исламистов «захватить все площади» в Каире и провинциальных городах, большая часть граждан отвернулась от «братьев» и отвергла их проект «исламизации государства»[21].

В ответ на это прокуратура Египта постановила задержать шефа бюро «Аль-Джазира» в Каире по обвинению в нарушении общественного порядка и создании угрозы национальной безопасности страны. В январе 2014 года в Египте за распространение лживой информации было возбуждено Судебное дело в отношении 20 корреспондентов «Аль-Джазира». Журналистам вменяли в вину принадлежность к террористическим организациям, подрыв национального единства и социального мира[22], а также распространение ложных сведений, создающих угрозу национальной безопасности[23]. Суд приговорил журналистов к различным срокам заключения — от 3 до 10 лет. Один из журналистов Питер Грете был освобождён 1 февраля 2015 года. Другой Мохамед Фадель Фахми имеет шансы на освобождение с лишением гражданства Египта и высылкой в Канаду (Мохамед является бипатридом).

Вклад в разжигание гражданской войны в Ливии

В феврале 2011 года вслед за египетскими событиями начинаются массовые волнения в Ливии, перешедшие в гражданскую войну между противниками и сторонниками Муаммара Каддафи. Транслируемые «Аль-Джазира» материалы способствовали эскалации конфликта и формированию искажённого восприятия ливийских событий у западных стран.

В. Чамов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Ливии в 2008—2011 годах, в своих воспоминаниях пишет:

«В январе-марте 2011 г. Аль-Джазира систематически способствовала разжиганию в Ливии братоубийственной розни и формированию извращенной картины случившегося там»[2].
Телеканал передал видео[24], на котором, как утверждала «Аль-Джазира», запечатлён расстрел демонстрантов ливийской армией. Однако внимательные телезрители среди них разглядели людей с зелёным флагом, символом ливийской Джамахирии. Расстрел демонстрации сторонников Каддафи был выдан за расправу ливийского лидера над своими противниками.

Позже «Аль-Джазира» передала сообщения о том, что ливийская авиация наносит удары по мирным демонстрантам и это привело к гибели в Киренаике 6 тыс. гражданских лиц[3]. Как выяснилось позже, никаких ударов с воздуха по манифестантам не было, а общее число жертв на востоке Ливии составило менее 200 человек[25]. СМИ большинства стран мира, не давая себе труда разобраться, что же на самом деле происходит в Ливии шли по пути наименьшего сопротивления и просто брали сюжеты у «Аль-Джазира», выдавая их за истину[2]. В результате этих информационных вбросов правительство Каддафи стало восприниматься как «кровавый режим», а сам ливийский лидер был обвинён в нарушении прав человека.

Совет Безопасности ООН, обеспокоенный нарушением прав человека в Ливии принял резолюцию 1970 и 1973. Говоря о резолюции 1970, М. Каддафи заявил, что «резолюция Совета Безопасности ООН впервые в истории человечества была принята на основании телевизионных репортажей»[2]. Таким же образом и резолюция № 1973 была согласована не на основе сообщений посольств стран-членов Совета Безопасности, а на основе сообщений «Аль-Джазиры» и других телеканалов[3].

Последнее решение установило над Ливией бесполётную зону и санкционировало интервенцию международной коалиции. После бомбардировки военной техники и инфраструктуры ливийской армии позиции ливийских повстанцев значительно окрепли. Муаммар Каддафи был схвачен и убит, а власть перешла к переходному Национальному совету.

Телеканал «Russia Today» заявил, что «Аль-Джазира» сфальсифицировала видео, которое способствовало признанию переходного Национального совета в качестве нового правительства Ливии[26]. Катарская телекомпания показала кадры[27], на которых ливийская оппозиция якобы штурмует Триполи. Однако эти выступления, якобы снятые журналистами на Зелёной площади, на самом деле были сняты заранее «Аль-Джазирой» в Катаре[4]. На легко замечаемые различия между реальной площадью в Ливии и той, что показал телеканал, указывает Елена Милинчич, корреспондент RT:

«Если приглядеться, на этой фотографии[28] (стоп кадр репортажа „Аль-Джазиры“ и фотография настоящей площади в Триполи) наглядно видно, что многие детали не совпадают. Во-первых, тот, кто сделал эту копию, забыл поместить эти пальмы на мнимой Зелёной площади Триполи. Во-вторых, среди украшений не хватает орнамента на арке и ещё многих деталей[4]».

Журналисты за свободу слова

В марте 2012 года в СМИ стали появляться сообщения о журналистах «Аль-Джазиры», которые увольнялись один за другим, протестуя против необъективного освещения телеканалом сирийских событий. Среди первых уволившихся были исполнительный директор бюро «Аль-Джазиры» в Бейруте Хасан Шаабан, продюсер этого же бюро Муса Ахмад и корреспондент Али Хашем. Муса Ахмад тогда заявил, что телеканал превратился в политический инструмент, который используется против режима сирийского президента Башара Асада[29].

После увольнения Али Хашем в интервью российскому телеканалу Россия-24 заявил, что сирийским властям с самого начала противостояли вооруженные формирования, а не мирные граждане, как всех пытались убедить СМИ. В этом же интервью журналист «Аль-Джазиры» дал следующий комментарий:

«Мы все работаем на какое-то СМИ, которое принадлежит определённому государству. И это всегда не благотворительный проект. У них всегда есть программа и определённые причины, по которым они создают своё СМИ. За всеми ведущими арабскими СМИ стояли государства. И между ними есть взаимопонимание, что некоторые режимы в регионе должны быть свергнуты. И это отчётливо видно на примере Башара Асада в Сирии. Все сосредоточились на том, чтобы этот режим пал любой ценой. Да, СМИ действительно искажают реальность. Происходит это потому, что сила СМИ сейчас в руках противников сирийского режима»[30].
12 июля 2013 года около 20 репортеров телеканала «Аль-Джазира» одновременно подали руководству заявления об увольнении. По словам журналистов, причиной такого шага стало необъективное освещение телекомпанией военного переворота в Египте. Как утверждают репортёры, руководство телеканала велело им вести репортажи из Каира, открыто поддерживая «Братьев-мусульман»[31], заставляло говорить неправду о происходящем в стране и тем самым подрывать авторитет родины и армии. Многие из пожелавших уволиться сотрудничали с каналом более 10 лет[32].

Потеря зрителей

Информационная политика катарского телеканала при освещении событий Арабской весны привела к тому, что в период с 2011 по 2013 он растерял 86 % своей аудитории. Количество зрителей «Аль-Джазиры» во всем мире за последние два года снизилось с 43 млн до 6 млн. В арабском мире телеканал перестали смотреть четверо из пяти человек. В Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии, Бахрейне, Алжире и Судане количество зрителей «Аль-Джазиры» снизилось на 60-90 %[33].

По словам нью-йоркской «Daily News», «Аль-Джазира» превратилась в «арабскую пропагандистскую организацию, которая контролируется средневековым катарским режимом и маскируется под медийную компанию»[34]. Взращенная Катаром с таким трудом «информационная сабля» — «Аль-Джазира» — полностью растратила свой кредит доверия недостоверными репортажами из пораженных «весной» стран[35].

Награды

В 2012 году Фонд Рузвельта (англ. Roosevelt Stichting) в рамках проекта «International Four Freedoms Award» присудил каналу «Аль-Джазира» победу в номинации «Свобода слова и выражения»[36]. Церемония награждения состоялась в Нидерландах с участием королевы Беатрикс[37].

Стоит отметить, что «Аль-Джазира», как и во времена интервенции Международных сил содействия безопасности в Афганистан, оказалась чуть ли не единственным источником информации о том, что происходит в городах, охваченных волнениями. В 2012 году за освещение Арабской весны и за предоставление «взгляда на происходящие события изнутри» Королевское телевизионное общество (Royal Television Society, RTS) Великобритании признало катарский телеканал «Аль-Джазира» лучшим новостным каналом года[38].

Примечания

  1. Почему в Египте не любят "Аль-Джазиру" — Дмитрий Добродеев — ИТАР-ТАСС — 26.06.14
  2. Ливийская драма: видение российского дипломата. Часть 2 — Владимир Чамов — Новое Восточное Обозрение — 17.02.2013
  3. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий — Подцероб А.Б — Институт Ближнего Востока — 24.09.12
  4. Штурм Триполи повстанцы сняли за границе — Елена Милинчич — ИноTV — 26.08.11
  5. «Аль-Джазира»: голос улиц или рупор Аль-Каиды?
  6. Катару придется протрезветь — Геворг Мирзаян — ЭКСПЕРТ ONLINE — 30.04.12
  7. Шафель Али Шаиф Хусейн Эволюция состава новостных арабоязычных спутниковых телеканалов в начале XXI века (статья первая) — Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Научный журнал — № 6 (177) / том 21 / 2014 — 1990-5327
  8. Кривое Зеркало «Аль-Джазиры" — Журналистская Правда — 22.07.13
  9. Власти Египта объявили «Братьев-мусульман» террористической организацией — Lenta.ru — 24.12.13
  10. ФСБ признала «Исламское государство» и «Братьев-мусульман» террористическими организациями — Газета.ru
  11. Саудовская Аравия, Катар и «Арабское пробуждение» — Суворова Ю.К. — Научные работы аспирантов и студентов МГИМО(У) МИД России — 2013
  12. Египет и Катар прекращают холодную войну — http://www.ng.ru/world/2014-12-22/8_coldwar.html — Независимая газета — 22.12.2014
  13. К вопросу о запрете вещания «Аль-Джазиры» в Ираке — Юлия Чмеленко — Интернет-журнал "Военно-политическая аналитика"
  14. Шафель Али Шаиф Хусейн «Эволюция состава новостных арабоязычных спутниковых телеканалов в начале XXI века (статья первая)» — Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Научный журнал, 2014 — 6 (177) / том 21 — 1990-5327
  15. Блеск и нищета "Аль-Джазиры" — Ксения Светлова — 9 Канал Израиль — 28.07.2013
  16. «Аль-Джазиру» выгнали из Египта — IsraelInfo.ru — 30.01.11 — 2012-07-12
  17. Египет запретил вещание "Аль-Джазиры" — Дни.Ру — 30.01.2011
  18. Министерство юстиции Египта объявило о прекращении вещания телеканала "Аль-Джазира" — ИТАР-ТАСС — 3.09.13
  19. "Al Jazeera, la défaite de l'information arabe" — Sultan Al Qassemi — Slate.fr — 18.08.12
  20. "В Египте прекращено вещания телеканала "Аль-Джазира" — Федор Костров — "Товарищ.online" — 03.09.13
  21. "Министерство юстиции Египта объявило о прекращении вещания телеканала "Аль-Джазира" — ИТАР-ТАСС — 03.09.13
  22. "В Каире трех журналистов «Аль-Джазиры» приговорили к тюрьме" — Известия — 23.06.14
  23. "Египет перегнул палку: британская пресса возмущена" — Arab-press — 11.02.14
  24. Libya protest: Aljazeera lies about killing in Benghazi — Youtube — 29.06.11
  25. Amnesty conteste le nombre des victimes et accuse les rebelles — Lussato C. Libye — Le Nouvel Observateur — 17.06.2011
  26. Фальшивый штурм Триполи снимали в Катаре — ИноTV — 29.08.11
  27. Al Jazeera correspondent live from Tripoli — Al Jazeera English
  28. Фотография Зелёной площади в Ливии и её копии в Катаре
  29. Глава бюро "Аль-Джазиры" в Бейруте подал в отставку — Лента.Ру — 11.03.12
  30. Журналист "Аль-Джазиры": нам запретили говорить правду — Россия-24 — 16.03.12
  31. Свобода слова по-катарски — 2013-07-12 — 2013-07-19
  32. Более 20 журналистов "Аль-Джазиры" уволились в знак протеста — ИТАР-ТАСС — 09.07.13
  33. К вопросу о запрете вещания «Аль-Джазиры» в Ираке — Юлия Чмеленко — Военно-политическая аналитика — 15.05.2013
  34. Катару придется протрезветь — Геворг Мирзаян — Экспер-online — 30.04.12
  35. Салафитский междусобойчик — Геворг Мирзаян — Эксперт-online — 28.03.14
  36. «Roosevelt Stitchting announces 2012 four freedoms awards winners»  — статья о номинировании канала «Аль-Джазира» на сайте Roosevelt Institute
  37. «Four Freedoms Laureates 2012»  — статья на сайте Roosevelt Institute
  38. "Аль-Джазиру" признали новостным каналом года — Лента.Ру

Ссылки